Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 684672-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (об освобождении от налогообложения материальной выгоды, полученной при реализации заемщиком права на получение "ипотечных каникул"),
внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.Г. Аксаковым, В.В. Жириновским, И.И. Мельниковым, членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, Н.А. Журавлевым
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 655479-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика)" (далее - законопроект N 655479-7). Указанным проектом федерального закона предусматривается комплекс мер, направленных на повышение защиты интересов граждан, являющихся заемщиками по ипотечному кредиту (займу) и попавших в сложную жизненную ситуацию. С этой целью заемщику по ипотечному кредиту (займу) предоставляется право получить так называемые "ипотечные каникулы" сроком до 6 месяцев, во время которых заемщик вправе прекратить плановые платежи или снизить установленный договором размер платежей.
Рассматриваемым законопроектом N 684672-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривается освобождение от налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами при реализации заемщиком права на "ипотечные каникулы", предусмотренные проектом федерального закона N 655479-7. В связи с этим статью 212 Налогового кодекса Российской Федерации предлагается дополнить новым положением, в соответствии с которым материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами в связи с изменением по требованию заемщика - физического лица условий кредитного договора, предусматривающим приостановление исполнения заемщиком своих обязательств либо уменьшение размера платежей заемщика в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", не является доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды.
Вместе с тем, учитывая, что согласно статье 212 Кодекса материальная выгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, только в случае если заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от взаимозависимых с ним лиц либо лиц, с которыми он состоит в трудовых отношениях, а также если такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения лицами обязательства перед налогоплательщиком, полагаем возможным при подготовке законопроекта ко второму чтению обсудить вопрос целесообразности внесения изменений в статью 212 Кодекса.
Также законопроектом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с соглашением об изменении договора об ипотеке в случае внесения изменений, связанных с реализацией права на "ипотечные каникулы". В настоящее время размер указанной государственной пошлины для физических лиц составляет 200 рублей.
По мнению Комитета по финансовому рынку, реализация положений законопроекта будет способствовать совершенствованию гарантий прав и законных интересов граждан в процессе предоставления им "ипотечных каникул".
Следует отметить, что статьей 2 рассматриваемого законопроекта N 684672-7 предусмотрено вступление закона в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. При этом статьей 5 "базового" законопроекта N 655479-7 предусмотрен срок вступления в силу закона со дня его официального опубликования. В связи с этим при подготовке законопроекта ко второму чтению полагаем необходимым синхронизировать срок их вступления в силу.
Учитывая выраженную социальную направленность и значимость, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект N 684672-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.