Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 727491-7 "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" предусмотрено предоставление неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим 80 лет, ежемесячных компенсационных выплат. С 1 июля 2008 года ежемесячная компенсационная выплата установлена в размере 1200 рублей и ее индексация указом не предусмотрена.
Следует отметить, что право на получение ежемесячных компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными, то есть гражданами, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющим вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка (пособия).
Указ не ограничивает число лиц, за которыми неработающий и трудоспособный гражданин может осуществлять уход, и создает предпосылки для многих нуждающихся лиц, лишенных ухода со стороны родственников, получить постоянный посторонний уход на дому со стороны трудоспособных лиц. При этом неработающий и трудоспособный гражданин может получить доход на уровне прожиточного минимума при осуществлении ухода за 5-10 нетрудоспособными гражданами. Следует иметь в виду, что период ухода включается в страховой стаж для определения права на страховую пенсию наравне с другими периодами работы.
В то же время данный подход не реализуется в случае ухода за нуждающимся в постоянном постороннем уходе инвалидом 1 группы. Уход за таким инвалидом крайне сложен и осуществляется в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня, как правило, членами семьи, оставившими свою работу. Получение инвалидом 1 группы полноценного ухода на дому со стороны социальных работников не представляется возможным.
Следует отметить, что согласно указу Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" с 1 января 2013 года установлена ежемесячная выплата за уход неработающему трудоспособному родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющему уход за инвалидом с детства 1 группы, в размере 5500 рублей.
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года предложил повысить данную выплату по уходу за любым ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы с 1 июля текущего года до 10 тысяч рублей.
Следует отметить, что уход за инвалидом 1 группы не отличается от ухода за инвалидом с детства 1 группы. При этом столь огромная разница в размерах выплат лицам, осуществляющим уход за ними, вызывает социальную напряженность среди граждан, осуществляющих такой уход, чувство социальной несправедливости.
Что касается установления инвалидам 1 группы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) вместо ранее устанавливаемой надбавки к пенсии на уход, то данная надбавка необходима инвалиду 1 группы для получения платных дополнительных специальных медицинских процедур, приобретения специальных приспособлений, аппаратов, продуктов питания, простой мебели, предметов бытовой техники.
В целях соблюдения принципа социальной справедливости, обеспечения инвалиду 1 группы полноценного ухода в привычных для него условиях проживания законопроектом предлагается предоставить неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства I группы), право на получение ежемесячной компенсационной выплаты в размере 10 000 рублей.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, согласно законопроекту осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2020 года.
В целях исключения дублирования положений о предоставлении ежемесячных компенсационных выплат по уходу Президенту Российской Федерации предлагается привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы"
Реализация проекта федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы" потребует дополнительные средства, покрываемые за счет средств федерального бюджета, которые должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы"
Принятие проекта федерального закона "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы" потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" в части исключения инвалидов I группы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.