Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 729916-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на противодействие незаконному обороту лекарственных препаратов с малым содержанием наркотических средств (в том числе кодеинсодержащих лекарственных препаратов) и психотропных веществ.
С этой целью предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) новой статьей 6.16.2 "Незаконный сбыт лекарственных препаратов с малым содержанием наркотических средств и психотропных веществ".
Предполагается, что по новой статье будут привлекаться к ответственности физические лица за незаконный оборот кодеинсодержащих лекарственных препаратов, поскольку кодеин является основой наркотического средства дезоморфина.
Поводом для подготовки данной инициативы послужили предложения правоохранительных органов, которые отметили ухудшение ситуации с дезоморфиновой наркоманией.
В связи с вступлением в силу в 2014 году приказа Министерства здравоохранения РФ N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" контроль за продажей в аптечных сетях кодеинсодержащих лекарственных препаратов был усилен, что свело практически на нет их неограниченные продажи через аптеки.
Однако распространением кодеинсодержащих лекарственных препаратов с целью наживы стали заниматься физические лица, так как стоимость реализуемых на "черном рынке" кодеинсодержащих препаратов в десятки раз превышает официальную отпускную цену аптечных сетей.
Количество "дезоморфиновых" наркоманов в Вологодской области на фоне общего снижения числа лиц, поставленных на учет с диагнозом "наркомания", снижения числа лиц, потребляющих героин, остается стабильно высоким:
в 2015 году на учете с диагнозом "наркомания" состояли 2 013 человек (1 несовершеннолетний), из них 31 пациент употреблял героин, 597 - дезоморфин;
в 2016 году всего на учете состояли 1 930 человек (6 несовершеннолетних), из них 24 лица употребляли героин, 589 - дезоморфин;
в 2017 году всего на учете состояли 1 623 больных "наркоманией" (4 несовершеннолетних), из них 19 человек употребляли героин, 519 - дезоморфин;
в 2018 году на учете состоял 1 461 пациент (2 несовершеннолетних), из них 7 "героиновых" потребителей, 519 - "дезоморфиновых";
на 1 марта 2019 года на учете состоит 1 477 пациентов, из них 8 "героиновых" потребителей, 517 - "дезоморфиновых".
Об увеличении потребления наркотических средств инъекционным способом свидетельствует увеличение доли ВИЧ-инфицированных наркогенным путем. По состоянию на 1 января 2018 года их доля составляла 61%, по состоянию на 1 января 2019 года - 41,7%, по состоянию на 1 апреля 2019 года-29,9%.
В настоящее время это правонарушение попадает под общую санкцию статьи 14.2 КоАП РФ "Незаконная продажа товаров, оборот которых ограничен", максимальный штраф по которой составляет от полутора до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Санкции указанной нормы не подвергались изменениям с 2007 года, размеры административных штрафов не соразмерны с получаемой прибылью и не оказывают должного профилактического воздействия.
Статья 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства, или психотропные вещества либо их прекурсоры, только для юридических лиц.
Статья 6.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за незаконный оборот прекурсоров наркотических средств, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации, не распространяется на незаконный оборот препаратов, содержащих кодеин, поскольку это наркотическое средство включено в список II указанного Перечня.
Для пресечения противоправной деятельности лиц, осуществляющих незаконный оборот дезоморфина, правоохранительные органы обладают необходимыми полномочиями, силами и средствами. Однако для кардинального изменения ситуации с "дезоморфиновой" наркоманией необходимо ужесточить ответственность за незаконный оборот лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина.
За совершение данного правонарушения законопроектом предлагается предусмотреть наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
Ответственность предлагается установить выше пределов, установленных за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (статья 14.2 КоАПРФ), но в пределах, установленных для граждан за незаконный оборот прекурсоров наркотических средств (статья 6.16.1 КоАП РФ).
Предполагается, что составлять протоколы по указанному составу будут должностные лица органов внутренних дел, а рассматривать дела - судьи.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.