Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 729921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в статьи 25.1, 27.1 и 29 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях уточнения статуса старосты сельского населенного пункта, а также порядка его назначения представительным органом соответствующего муниципального образования.
Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 83-Ф3) внесен ряд изменений в Федеральный закон N 131-Ф3, в том числе введен институт старосты сельского населенного пункта. Новой статьей 27.1 Федерального закона N 131-Ф3 определены понятие старосты сельского населенного пункта, порядок его избрания, срок и перечень полномочий, а также гарантии его деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населенного пункта.
Закрепление на федеральном уровне уже ранее существующего в регионах института старост как одной из форм осуществления местного самоуправления населением, несомненно, положительно повлияет на развитие местного самоуправления в Российской Федерации и будет являться важным элементом взаимодействия населения с органами местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
В свою очередь, принятие Федерального закона N 83-Ф3 потребовало внесения изменений в действующие региональные законы о старостах с учетом требований положений статьи 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
До принятия Федерального закона N 83-Ф3 во многих субъектах Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Коми, Алтайский край, Забайкальский край, Еврейская автономная область, Вологодская, Тульская Ульяновская, Кемеровская, Оренбургская области и другие) уже действовал институт старост, и в течение нескольких лет сложилась положительная практика его деятельности на территориях муниципальных образований.
В Вологодской области в 2013 году был принят закон от 10 июля 2013 года N 3121-03 "О старостах населенных пунктов Вологодской области", которым были закреплены порядок избрания и полномочия старост, их подведомственная территория, меры поощрения старост за их работу. За пять лет реализации регионального закона в Вологодской области было избрано почти 1 500 старост населенных пунктов, которые являются в настоящее время лидерами общественного мнения, ведут активную работу по развитию сельских территорий, решают совместно с главами поселений возникающие проблемы.
В связи с изменениями Федерального закона N 131-ФЗ в сентябре 2018 года в закон Вологодской области о старостах был внесен ряд изменений. Однако в связи с изменениями федерального законодательства в части установления статуса старосты поступают обращения от представителей муниципального сообщества, в которых указано, что по сравнению с ранее действующим региональным законодательством произошло усложнение процедуры назначения старосты представительным органом (необходимость проведения схода граждан), а также сужение подведомственной территории деятельности старосты (один сельский населенный пункт) и круга лиц, из числа которых может быть назначен староста.
1. Частью 1 статьи 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, муниципальном округе, городском округе или на межселенной территории, может назначаться только один староста сельского населенного пункта.
Однако субъекты Российской Федерации имеют различную протяженность и плотность населения, а также отличные по своей географии сельские населенные пункты. Например, регионы Северо-Западного федерального округа, в том числе Вологодская область, имеют на своих территориях как крупные сельские населенные пункты (1-2 тысячи человек), так и рядом расположенные малочисленные деревни и села (до 10 человек). В связи с существующими условиями и географическими особенностями регионов на практике староста осуществлял свои полномочия не только в одном сельском населенном пункте, но и в нескольких населенных пунктах или на части территории населенного пункта соответственно.
2. Частью 2 статьи 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что староста назначается представительным органом муниципального образования по представлению схода граждан, что требует участия в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Однако на практике собрать в одном месте необходимое количество населения, как правило, затруднительно. Вместимость сельских домов культуры, которые зачастую являются единственным местом проведения коллективных собраний, не превышает 100-200 человек, и собрать в нем необходимое количество граждан для схода весьма сложно.
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введено "смягчающее" положение в отношении процедуры проведения схода граждан в случае отсутствия возможности одновременного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, а именно поэтапное проведение схода в срок, не превышающий одного месяца. В тоже время решение схода граждан по выдвижению кандидатур старост носит рекомендательный характер, окончательное решение в данном случае принимают представительные органы муниципальных образований, в связи с этим законопроектом предлагается проводить именно собрание граждан с предварительным всеобщим оповещением.
3. Частью 2 статьи 27.1 Федерального закона N 131-Ф3 предусмотрен круг лиц, из числа которых может быть назначен староста - это граждане, проживающие на территории данного сельского населенного пункта и обладающие активным избирательным правом. В то же время на практике активными старостами также являются граждане, не имеющие регистрации по месту жительства в сельском населенном пункте, но обладающие зарегистрированными правами на недвижимое имущество (жилой дом, земельный участок), расположенное в данном населенном пункте. Однако данная категория активистов является наиболее эффективной и работоспособной в решении вопросов местного значения, что связано в том числе и с профессиональными качествами: наличие высшего образования, опыт руководящей работы, умение выстраивать конструктивные отношения с органами местного самоуправления. В то же время с учетом положений статьи 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ данная категория граждан не вправе быть старостами.
Кроме того, в отдаленных малочисленных деревнях и селах зачастую имеют регистрацию по месту жительства не более 10 человек и, как правило, все пенсионного возраста, а домовладений насчитывается более 50 единиц. Данные факты свидетельствуют о необходимости расширения круга лиц, из числа которых может быть назначен староста, а именно дополнение категории лицами, обладающими зарегистрированными правами на недвижимое имущество в сельском населенном пункте и достигшими возраста 18 лет.
4. Учитывая вышеизложенное, а также сложившуюся в регионах практику деятельности старост населенных пунктов, настоящим законопроектом предлагается:
1) установить возможность назначения старосты сельского населенного пункта не только от одного сельского населенного пункта, а также от нескольких сельских населенных пунктов, от части территории сельского населенного пункта, расположенных в границах поселения, муниципального округа, городского округа или межселенной территории;
2) упростить процедуру участия населения для назначения старосты представительным органом муниципального образования путем проведения собрания граждан, исключив процедуру проведения схода граждан;
3) расширить круг лиц, из числа которых может быть назначен староста сельского населенного пункта, дополнив его лицами, обладающими зарегистрированными правами на недвижимое имущество, находящееся в границах данного сельского населенного пункта (сельских населенных пунктов), и достигшими возраста 18 лет.
Данный проект федерального закона был направлен во все субъекты Российской Федерации для выражения мнения о целесообразности его принятия и поддержке данной законодательной инициативы. По итогам рассмотрения 52 субъекта Российской Федерации поддержали данный законопроект и считают актуальным внесение предлагаемых изменений.
Принятие указанных изменений позволит усовершенствовать уже существующий институт старост, а также ускорить процесс внедрения института старост во всех регионах Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.