Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 735817-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В целях надлежащего расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения требований налогового законодательства, реализации права на обращение в суд наймодателям жилого помещения, управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям и другим лицам, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, необходим развернутый перечень сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг, в том числе персональные данные физических лиц.
Кроме того, в соответствии с изменениями процессуального законодательства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") при обращении в суд для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги организации ЖКХ будут обязаны указывать один из идентификаторов ответчика - потребителя жилищно-коммунальных услуг (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основнбй государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
Необходимо отметить, что в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать в письменной форме договоры предоставления коммунальных услуг, а также отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях.
Отсутствие необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг у лиц, оказывающих данные услуги, создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необоснованные претензии со стороны контрольно-надзорных органов, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
В целях предотвращения наступления указанных негативных последствий предлагается внести в законодательство изменения, устанавливающие следующий порядок получения организациями ЖКХ необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг:
1) установить право организаций ЖКХ запрашивать у лиц, обязанных вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, (управляющей организации, ТСЖ, ЖСК), имеющуюся в данном реестре информацию о собственниках помещений;
2) установить право организаций ЖКХ запрашивать у органов власти (МВД, Росреестр) и организаций следующую находящуюся в их распоряжении информацию о гражданах, обязанных вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (собственники помещений, наниматели):
- ФИО, дату и место рождения, серию и номер документа, удостоверяющего личность,
- сведения о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц;
- сведения об основаниях и дате возникновения обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (дата возникновения права собственности на помещение, дата заключения договора социального найма, договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договора аренды жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и др.).
Предоставление необходимой информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг не требует согласия субъекта персональных данных, в отношении которого запрашивается информация.
3) Указанный порядок предоставления информации о потребителях жилищно-коммунальных услуг предлагается установить, в частности, в отношении:
- Федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - в части предоставления сведений из Государственного информационного ресурса регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ;
- Федерального органа исполнительной власти (его территориальных органов), осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости - в части предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.