Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 738681-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время общий долг жителей Российской Федерации за коммунальные услуги превышает триллион рублей. На конец 2018 года министерство строительства и ЖКХ оценило общероссийский долг в 1,2 трлн рублей. Оплата счетов ЖКХ - одна из самых больших статей расходов россиян. На 2018 год жители страны, в среднем, тратили на коммунальные услуги 10,9% всех своих расходов. Это вторая по величине строка трат: для сравнения - на продукты питания россияне тратят 29,5% расходов, а на одежду и обувь - 8,8%.
С каждым годом в российские суды поступает все больше исков о взыскании долгов за коммунальные услуги. В 2018 году - в 3 раза больше исков в категории "о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло и электроэнергию", по сравнению с 2010 годом. Если в 2017 году количество таких дел составляло 4,2 млн., то в 2018 году выросло до 5,4 млн.
В большинстве случаев управляющие компании, предъявляют в судебные органы иски к гражданам о взыскании задолженности по услугам ЖКХ за периоды 2010 - 2018 г.г. В судебных заседаниях, по ходатайствам (заявлениям) граждан (ответчиков) судьи применяют сроки исковой давности (три года) к предъявляемым к взысканию задолженностям и отказывают частично истцам (управляющим компаниям), ограничивая размеры задолженностей граждан перед управляющими компаниями периодом образования таких задолженностей строго в пределах сроков исковой давности. После вступления в законную силу вышеназванных судебных решений, как правило, граждане (ответчики) исполняют судебный акт и оплачивают задолженность, определенную судом.
Вместе с тем, впоследствии, управляющие компании продолжают включать в платежные документы задолженности и пени по оплате услуг ЖКХ, по которым не только истек срок исковой давности, но и имеются вступившие в законную силу решения.
Пытаясь оспорить незаконные действия управляющих компаний, граждане направляют претензии, заявления в управляющие компании с требованием списать (исключить из платежных документов) несуществующую задолженность. Управляющие компании либо отказывают в удовлетворении требований, либо просто игнорируют поступившие претензии (заявления) граждан.
В связи с нарушением своих прав, граждане вынуждены обращаться в судебные органы с исковыми требованиями о возложении обязанности на управляющие компании по списанию (исключению из платежных документов) задолженности, (и) пени по оплате жилищно-коммунальных услуг, ссылаясь на вступившие в законную силу решения судов.
Судебные органы, рассмотрев исковые требования граждан в этой части, отказывают истцам, ссылаясь на следующие основания.
Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также ранее действовавшим Порядком предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, не предусмотрена возможность (обязанность) списания задолженности.
В силу статьи 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Положениями статей 408 - 419 ГК РФ предусмотрено, что обязательство прекращается его надлежащим исполнением, предоставлением отступного, зачетом встречного однородного требования, совпадением должника и кредитора в одном лице, соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством, прощением долга, невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, а также в случае смерти должника, если исполнение не может быть произведено без его личного участия, или ликвидацией юридического лица (должника или кредитора).
С учетом положений статей 195, 196 и 199 ГК РФ истечение срока исковой давности в силу главы 26 ГК РФ "Прекращение обязательств" не является обстоятельством, влекущим прекращение обязательства, В любое время после истечения указанного срока должник вправе признать долг, а оплата в погашение задолженности по обязательству с истекшим сроком давности является надлежащим исполнением этого обязательства.
Таким образом, истечение срока исковой давности не является основанием для списания образовавшейся задолженности по жилищно-коммунальным платежам и, соответственно, не может служить основанием для возложения на кредитора обязанности не указывать эту задолженность в платежном документе.
Управляющие компании могут самостоятельно принять решение о реструктуризации долга или списать его, но это не входит в сферу их интересов, поэтому они не спешат принимать такое решение, ссылаясь на Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34Н (далее - Положение)
Согласно п. 77 указанного Положения, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном п. 70 настоящего Положения. Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
При этом, данное Положение не указывает на обязанность организации производить списание задолженности, а лишь предусматривает право на такое списание и порядок такого списания.
Сохранение в платежных документах по оплате услуг ЖКХ незаконной и необоснованной задолженности и пени, по которой фактически уже истек срок исковой давности, ущемляет гражданские права жителей всех субъектов Российской Федерации.
Разрешением имеющейся правовой коллизии является внесение соответствующих изменений в гражданское законодательство РФ, принятие которых на законодательном уровне позволит собственникам и нанимателям жилых помещений в досудебном и судебных порядках восстанавливать свои нарушенные права.
Для устранения пробела в законодательстве Российской Федерации по данному вопросу необходимо внести изменения в Жилищный кодекс РФ в части порядка признания задолженности по жилищно-коммунальным платежам безнадежной к взысканию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных акто! федерального законодательства, а также внесения в них изменении или дополнений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.