Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 729899-7 "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается наделить судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 и частями 8-10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, возбужденных уполномоченным должностным лицом органа внутреннего муниципального финансового контроля либо прокурором, а также наделить органы местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов о вышеперечисленных административных правонарушениях при осуществлении внутреннего муниципального финансового контроля.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе в отношении планирования закупок и исполнения контрактов, включая соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
Статьей 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок, частями 8-10 статьи 7.32 КоАП РФ - за нарушения при приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 23.7 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8-10 статьи 7.32 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).
В соответствии с частью 1 статьи 23.7.1 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3, частями 8-10 статьи 7.32 КоАП РФ (в пределах своих полномочий).
Органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местной администрации, не наделены КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 9 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 указанной статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В силу части 2 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с частью 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в финансово-бюджетной сфере рассматриваются судьями исключительно в случаях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.
Таким образом, судьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, органы государственного финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местной администрации, не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.29.3 и частями 8-10 статьи 7.32 КоАП РФ, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд (средств местных бюджетов).
Данная правовая неопределенность влечет невозможность привлечения виновных лиц к административной ответственности за совершение административных правонарушений, что способствует формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности за нарушение закона, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.
С целью устранения указанной правовой неопределенности предлагается внести соответствующие изменения в часть 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ, наделив судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении закупок для муниципальных нужд (если дело о таком административном правонарушении возбуждено уполномоченным должностным лицом органа внутреннего муниципального финансового контроля либо прокурором).
Учитывая, что должностные лица органа муниципального финансового контроля не наделены КоАП РФ полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, необходимо также внести соответствующие изменения в часть 7 статьи 28.3 КоАП РФ, предусматривающую полномочия должностных лиц органов местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе при осуществлении внутреннего финансового контроля, дополнив ее ссылкой на статью 7.29.3 и части 8 - 10 статьи 7.32 КоАП РФ.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" позволит значительно повысить эффективность внутреннего муниципального финансового контроля и исключить возможность уклонения виновных лиц от административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятое федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.