Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 735246-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур, применяемых при банкротстве кредитных организаций)"
Досье на проект федерального закона
В феврале 2019 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем послании федеральному собранию отметил, что работа государственных институтов на всех уровнях должна быть содержательной и энергичной и направленной, прежде всего на выполнение запросов и ожиданий граждан. Для людей важно, что реально сделано и как это улучшает их жизнь, и не когда-нибудь, а сейчас, их мало интересует бюрократическая волокита, бумажная текучка.
Концепцией законопроекта является создание правовых условий для ускоренного возврата в экономику активов, находящихся под управлением государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). .
В соответствии с действующим законодательством Агентство выполняет функции корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, а также функции по финансовому оздоровлению банков.
В части работы с активами несостоятельных банков, законопроектом предлагается ускорить существующие процедуры реализации имущества ликвидируемого банка, сделать их существенно менее затратными для кредиторов. Учитывая, что основной частью активов банка являются требования по выданным кредитам, отзыв у банка лицензии влечет стремительное ухудшение качества этих активов, и как следствие существенные затраты на их взыскание. Законопроектом предлагается установить право конкурсного управляющего до проведения первого собрания кредиторов приступить к продаже кредитного портфеля кредитной организации и иного имущества, незамедлительная реализация которого позволит предотвратить убытки банка или его кредиторов. При этом начальная цена продажи будет устанавливаться не ниже балансовой стоимости такого имущества. Проектируемая передача функции временной администрации, назначаемой сразу после отзыва лицензии, от Банка России к Агентству позволит сократить сроки установления требований кредиторов и избежать множества формальных процедур связанных с взаимодействием временной администрации и конкурсного управляющего.
В результате применения предлагаемых законопроектом мер значительно ускорятся сроки реализации активов несостоятельных банков и соответствующие расчеты с кредиторами таких банков. При этом средний срок проведения ликвидационных процедур для банков может быть сокращен с 3 до 1,5 лет, а сокращение расходов на их проведение может составить до 50%.
В части работы с активами Агентства, полученными в результате осуществления функций по финансовому оздоровлению банков, законопроектом предлагается ряд мер направленных на их возврат в хозяйственный оборот. В настоящее время на баланс Агентства получено большое количество непрофильных активов, фактически выведенных из экономического оборота.
В указанной связи законопроектом предлагается обязать Агентство реализовать в срок до 1 января 2023 года указанное имущество в порядке и на условиях, аналогичных установленным для приватизации государственного и муниципального имущества Федеральным законом от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Законопроектом предусмотрен ряд дополнительных мер по обеспечению большей информационной прозрачности реализации указанного имущества. Средства, полученные в результате реализации имущества, по решению Совета директоров Агентства предлагается направлять на возврат кредитов Банка России, а также на иные цели предусмотренные федеральными законами.
Реализация предлагаемых законопроектом мер по ускоренному возврату в экономику активов находящихся под управлением Агентства позволит ускорить сроки расчетов с кредиторами несостоятельных банков и повысить процент удовлетворения их требований (в том числе увеличить объем поступлений средств в фонд страхования вкладов), а также придать дополнительный импульс экономическому развитию путем возврата указанных активов в хозяйственный оборот.
Финансово-экономическое обоснование
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур, применяемых при банкротстве кредитных организаций)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур, применяемых при банкротстве кредитных организаций)" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, приостановлению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур, применяемых при банкротстве кредитных организаций)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования процедур, применяемых при банкротстве кредитных организаций)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.