Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 734964-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
Концепцией законопроекта является закрепление в законодательстве механизма выведения с рынка компаний допустивших однократное прекращение оказания процессинговых услуг российским кредитным организациям в связи с исполнением ограничительных мер введенных иностранным государством в отношении российских кредитных организаций.
Несмотря на принимаемые в последние годы усилия, включая создание национальной системы платежных карт и полной локализации платежной инфраструктуры в рамках платежных систем, риски бесперебойности внутрироссийских переводов денежных средств по-прежнему имеют место быть, при этом данные риски связаны с привлекаемыми кредитными организациями поставщиками информационно-технологических услуг, не являющимися специально регулируемыми Банком России субъектами (в частности сторонние процессинговые центры).
Так, например, 12 марта 2019 года процессинговый центр ЗАО ПЦ "КартСтандарт" в одностороннем порядке приостановил обслуживание операций с банковскими картами АО АКБ "Еврофинанс Моснарбанка" в связи с внесением его в санкционный список США. В соответствии с представленной Банком России информацией, указанным банком разработан план мероприятий, направленных на восстановление оказания платежных услуг и обработку операций, включая перевод клиентов с карт международных платежных систем (выпущено 1,5 тыс. карт) на карты "МИР", а также заключение договора с другим процессинговым центром. Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что ЗАО ПЦ "Карт Стандарт" продолжает оказывать услуги процессингового центра более 120 банкам, с эмиссионным портфелем более 55 млн. карт и эквайринговой инфраструктурой в 66 тыс. устройств по всей территории России.
Законопроектом предлагается следующий механизм минимизации рисков бесперебойного оказания услуг кредитным организациям со стороны ненадежных поставщиков информационно-технологических услуг.
Организации осуществляющие информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов (сторонние процессинговые центры) в настоящее время определены в Налоговом кодексе, в частности, операции таких организаций, включая оказание услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами, освобождаются от налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под ненадежным поставщиком информационно-технологических услуг предлагается определить юридическое лицо, осуществляющее на основании договора операции по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, допустившее односторонний отказ в исполнении указанного договора, при условии, что такой отказ был осуществлен в течение 1 месяца с даты введения в отношении участника расчетов (бенефициаров, акционеров, дочерних компаний) мер ограничительного характера иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией.
В случае одностороннего отказа поставщика информационно-технологических услуг в исполнении договора с участником расчетов, при введении в отношении участника расчетов санкций, такой поставщик информационно-технологических услуг вносится Банком России в реестр ненадежных поставщиков информационно-технологических услуг. Кроме того, в этот перечень будут также включаться лица находящиеся под прямым либо косвенным контролем лица, прямо или косвенно контролирующего такого ненадежного поставщика информационно-технологических услуг. С лицами, включенными в перечень, все кредитные организации, на основании соответствующих предписаний Банка России, будут обязаны прекратить договорные отношения.
Законопроектом не затрагиваются операторы платёжных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры, деятельность которых, включая вопросы обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг, в достаточной степени урегулирована Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Применение предлагаемого законопроектом механизма:
1) позволит оперативно выявлять и удалять с рынка аутсорсинговых услуг кредитным организациям поставщиков информационно-технологических услуг однократно исполнивших санкции, что гарантирует невозможность осуществления ими аналогичных действий в дальнейшем;
2) обеспечит невозможность для контролирующих акционеров и бенефициаров соблюдающих санкции поставщиков услуг участвовать в оказании услуг российским кредитным организациям через другие принадлежащие им компании.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.