Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 735241-7 "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
Досье на проект федерального закона
В начале 90-х годов в Советском Союзе, а затем в России начала осуществляться приватизация государственного и муниципального имущества. По мнению идеологов перестройки, ее необходимость была продиктована повышением эффективности производства, чего можно было достичь исключительно сменой собственника, так как государство не справлялось с этой задачей. Приватизация называлась экономическим рычагом, при помощи которого можно достичь небывалых успехов в экономике и повышении жизненного уровня граждан.
По мнению идеологов перестройки, приватизация решала следующие вопросы граждан страны:
1 .Создание широкого слоя собственников.
2. Повышение эффективности экономики.
3. Повышение наполняемости бюджета за счет продажи имущества.
4. Уход от уравниловки. Достойная жизнь каждому.
Как решились эти вопросы за 20 лет?
Широкого слоя собственников создать не получилось. Механизм приватизации был запущен А. Чубайсом так, что как раз широкий слой населения ничего от нее не получил, а две "Волги" на ваучер так и остались виртуальной мечтой большинства доверчивых граждан. Все было основано на незнании гражданами каждый день меняющихся законов и незнании что происходит. Во-первых, денежные вклады граждан были вполне грамотно обесценены и 99% населения не имели средств, чтобы участвовать в покупке акций и долей предприятий на открытых торгах, их скупили преступники, имеющие деньги, добытые криминальным путем. Во-вторых, были созданы различные авантюристические фонды, типа "Народного фонда", которые вымогали у граждан ваучеры под обещания фантастических дивидендов, а затем совершенно безнаказанно исчезали, не беспокоясь о преследовании. В-третьих, более 75 тысяч предприятий были ликвидированы, а акционеры попросту обездолены. И, в-четвертых, обогатившаяся на приватизации криминальная "братва" скупила у ограбленного народа оставшиеся акции и таким образом оставила 92% граждан "у разбитого корыта". В результате общенародная собственность оказалась у абрамовичей, вексельбергов, березовских, смоленских, гусинских. "Широкому слою" населения не досталось ничего.
Идея повышения эффективности производства реализовалась с точностью, до наоборот. Прекратило свою деятельность более 75 тысяч промышленных предприятий и 29 тысяч крупных сельскохозяйственных организаций. Промышленное производство по своим объемам откатилось за послевоенный уровень. Практически полностью уничтожены такие отрасли, как авиастроение, судостроение, машиностроение. Производительность труда понизилась более чем в 2 раза. Хищнически истребляются транспортные средства. Количество морских судов сократилось более чем в 4 раза, речных судов в 2 раза, автобусов и трамваев на треть, морских пассажирских судов в 3 раза, речных в 2 раза.
Объемы сельскохозяйственного производства снизились в 2 раза. Страна потеряла продовольственную независимость. Более половины продовольствия Россия закупает за границей. За двадцать последних лет от 48 тысяч крупных коллективных хозяйств осталась только пятая часть, четверть из которых убыточные. По производительности труда в сельском хозяйстве Россия в 10 раз отстает от стран Евросоюза.
Продолжает разрушаться социальная и культурная база страны. За годы "Реформ" закрыто 25800 клубов, 15900 библиотек, 42300 детских садов, 14000 школ. С карты России исчезли 29 тысяч сел и поселков. Еще в 47 тысячах деревень проживает менее 10 человек.
Третьей идеей приватизации была идея наполнения государственного бюджета за счет продажи государственных предприятий. За первые 10 лет приватизации было приватизировано 140 тысяч предприятий, однако бюджет от этой операции получил около 10 млрд. долларов, в то время, как в других европейских странах получали в 6 раз больше. В России доход от приватизации на душу населения составил 54 доллара, в Австралии - 2560 долларов, в других странах - более тысячи долларов. Это была не приватизация, а целевое разграбление национального достояния. Предприятия промышленности и транспорта продавались в среднем по 15 тысяч долларов за штуку, предприятия торговли по 10 тысяч долларов, а строительные организации по 7 тысяч долларов за единицу. За 7 лет приватизации только из-за заниженной оценки предприятий нефтяного комплекса ущерб стране был нанесен на сумму, равную 16 годовым бюджетам.
Таким образом, и идея наполнения бюджета была позорно провалена. По данным ЦРУ за 20 лет из России был вывезен капитал на сумму более 2 трлн. долларов. Нефтегазовые доходы и сегодня вывозятся за границу, в то время как региональные бюджеты продолжают быть нищими с дефицитом в 15% ежегодно.
С таким бюджетом реализация четвертой идеи приватизации - создания достойной жизни гражданам России трансформировалась в положение народа, которое в 2010 году Счетная палата России выразила так: "Более 10% россиян голодает. Еще 20% - недоедает, а острый белковый дефицит испытывают 60% населения, из-за невозможности позволить себе полноценное питание".
Ни одна из идей приватизации не была выполнена. Частный собственник не оправдал надежды на эффективное использование государственного имущества. Следовательно, руководствуясь изначальной идеей повышения эффективности экономики путем смены собственника, авторы законопроекта "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной и муниципальной собственности в процессе приватизации" предлагают механизм возврата имущества в государственную собственность путем изъятия его у недобросовестных и неэффективных собственников.
Процедура обращения в государственную собственность имущества частного собственника, ранее принадлежащего государству предусматривает возмещение собственнику средств, затраченных на приобретение этого имущества в процессе приватизации и затрат, связанных с эксплуатацией этого имущества.
Оплата имущества юридических и физических лиц, обращенного в государственную или муниципальную собственность, производится единовременно.
Оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения в государственную или муниципальную собственность, производится в соответствии с методикой оценки этого имущества на момент приватизации.
В стоимость имущества юридического или физического лица, подлежащего отчуждению, включается стоимость имущества на момент приватизации за вычетом проданного и утраченного имущества, заложенного и не выкупленного имущества, других имущественных и финансовых изъятий, с включением в стоимость затрат на улучшение указанного имущества в течение периода между его приватизацией и моментом отчуждения в государственную или муниципальную собственность.
Размер возмещения стоимости отчуждаемого имущества, подлежащего выплате собственнику, определяется разницей между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент приватизации.
Дебиторская задолженность юридического или физического лица учитывается в размере возмещения стоимости имущества в той мере, в какой она реально может быть возвращена юридическому или физическому лицу не зависимо от смены собственника.
Дебиторская задолженность по государственному заказу, заказу субъекта Российской Федерации, муниципальному заказу полностью включается в размер возмещения стоимости собственнику.
Кредиторская задолженность юридического или физического лица удерживается из размера возмещения стоимости имущества, подлежащей выплате собственнику.
Внесенный проект закона позволит повысить эффективность экономики, восстановить социальную сферу и решить социальные вопросы в полном объеме для всех граждан страны.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
Принятие федерального закона "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации" потребует расходов из федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Однако объем расходов будет зависеть от объемов имущества, обращенного в государственную и муниципальную собственность в соответствии с планом на очередной год. В связи с этим расходы на приобретение государством и муниципальными органами имущества должны предусматриваться в бюджете на предстоящий год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации"
Введение в действие федерального закона "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации" не потребует внесения изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.