Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается принудительное отчуждение в государственную или муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц на основании постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Концепция законопроекта противоречит основополагающим принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации. В частности, согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (часть 2 статьи 8), право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35).
Следует также иметь в виду, что в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Законопроектом допускается возмещение стоимости обращенного в государственную или муниципальную собственность имущества в неденежной форме в виде государственных или муниципальных ценных бумаг. Предлагаемая норма противоречит части 4 статьи 75 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственные займы размещаются на добровольной основе.
Кроме того, из законопроекта следует, что возмещение стоимости имущества осуществляется после его обращения в государственную или муниципальную собственность, однако согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного возмещения.
Принятие законопроекта может оказать негативное влияние на эффективно действующие предприятия, обращение в государственную собственность которых предусматривается законопроектом, и иных участников гражданского оборота и отрицательно скажется на привлечении инвестиций в российскую экономику.
Реализация положений законопроекта потребует значительных средств из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на оплату возмещения стоимости имущества и других убытков собственника, повышение эффективности использования имущества, обращенного в государственную собственность, оплату иных расходов, связанных с его содержанием. Однако необходимые расчеты в представленных материалах отсутствуют.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 14 июня 2019 г. N 5155п-П13 "Заключение на проект федерального закона N 735241-7 "Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Н.В. Коломейцевым и другими"
Текст письма опубликован не был