Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 735185-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на уточнение правового регулирования общественных отношений в сфере действия Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), недопущение искажения смысла положений Федерального закона и изданных в целях его реализации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, в частности на совершенствование:
порядка присвоения специальных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники);
квалификационных требований к должностям;
ограничений и запретов, связанных с прохождением службы;
возрастных ограничений для поступления на службу и ее прохождения;
порядка представления документов для поступления на службу; сроков действия контрактов; порядка перевода сотрудников на иные должности;
исчисления сроков нахождения сотрудников в распоряжении органов внутренних дел;
порядка исчисления стажа службы;
режима служебного времени отдельных категорий сотрудников; порядка освобождения от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью;
порядка подготовки кадров для органов внутренних дел;
процедуры увольнения со службы.
Предусматривается, что испытание при приеме на службу в органы внутренних дел может не устанавливаться в отношении лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы и должности работников в системе МВД России. Данная норма направлена на исключение случаев, когда поступающие на службу лица за период работы (службы) уже приобрели необходимые для исполнения обязанностей сотрудника по конкретной должности первоначальные знания и навыки и навыки и их деловые и моральные качества уже известны кадровому аппарату. По решению руководителя такие лица смогут приступить в выполнению всех обязанностей сотрудника сразу после приема на службу в органы внутренних дел с получением отсутствующих у них отдельных умений и навыков в ходе профессиональной подготовки непосредственно в подразделении, в которое они назначаются.
В настоящее время сотрудникам, имеющим специальные звания младшего начальствующего состава, при назначении их на должности среднего или старшего начальствующего состава присваивается специальное звание младшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции). Предлагается прямо предусмотреть, что в указанном случае очередное специальное звание младшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции) должно присваиваться без учета очередности и срока пребывания в предыдущем специальном звании.
Законопроектом предлагается прямо установить, что освобождение от исполнения служебных обязанностей в связи с уходом за больным ребенком сотрудникам, являющимся отцами, предоставляется в случаях отсутствия объективной возможности ухода за ребенком матерью. При этом подобный порядок уже применяется в системе МВД России с учетом сложившейся судебной практики. Сотрудник реализует публичные правомочия, защищая от преступных и иных противоправных посягательств практически все категории физических и юридических лиц. Отсутствие сотрудников на службе, введенное в систему, негативно сказывается на защите прав и свобод указанных лиц. В настоящее время предусмотрено предоставление аналогичным образом сотрудникам-отцам отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Названные положения обусловлены необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности сотрудников. При этом к объективным причинам отсутствия материнского попечения могут быть отнесены ситуации нахождения матери в командировке, в медицинской организации, в том числе в случае осуществления ухода за другим ребенком, которому помощь оказывается в стационарных условиях.
Законопроектом предусматривается установление права сотрудников на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет. Нормы трудового законодательства Российской Федерации распространяются на сотрудников органов внутренних дел только в случаях, когда соответствующие правоотношения не урегулированы специальным законодательством (часть 2 статьи 3 Федерального закона). Вопросы режима служебного времени и предоставления времени отдыха прямо урегулированы Федеральным законом. В этой связи в настоящее время предоставление сотрудникам, имеющим детей-инвалидов, названной гарантии не предусмотрено, что негативно сказывается на правах детей и сотрудников. Аналогичная норма установлена в отношении военнослужащих (пункт 2 статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237).
Законопроектом предусматривается, что в случае временной нетрудоспособности сотрудника отпуск по решению руководителя продлевается или переносится на другой срок, определяемый руководителем, с учетом пожеланий сотрудника. Данная норма соответствует части 4 статьи 56 Федерального закона, согласно которой отпуска за второй и последующие годы службы предоставляется в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем. Изменения направлены на недопущение снижения уровня защиты прав и свобод граждан от противоправных посягательств вследствие злоупотребления сотрудниками правом при многократном продлении отпусков в связи с временной нетрудоспособностью.
Законопроектом предусматривается увеличение предельного возраста пребывания сотрудников на службе по категориям среднего, старшего и высшего начальствующего состава (данная норма не имеет отношения к выслуге лет для пенсионных выплат).
Увеличение предельного возраста связано с необходимостью обеспечения комплектования должностей в органах внутренних дел и сохранения кадрового потенциала, а также обусловлено происходящими в Российской Федерации демографическими изменениями, увеличением активного периода жизни граждан.
Изменение позволит устранить излишние барьеры для сохранения на службе по названным категориям квалифицированного личного состава, способного по состоянию здоровья и профессиональным качествам выполнять задачи, возложенные на органы внутренних дел. Предлагаемая норма позволит эффективно использовать значительный опыт таких сотрудников, снизить дефицит высокопрофессиональных служащих, а также избежать дополнительных затрат за счет предотвращения необходимости прохождения впервые принимаемыми на службу гражданами профессионального обучения в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также сотрудниками - профессионального обучения по программам переподготовки и повышения квалификации, профессионального образования.
При подготовке вносимых предложений были учтены положения о том, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих предельный возраст пребывания на службе уже увеличен с 60 лет до 65 лет (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ) с сохранением присущего для законодательства о службе в органах внутренних дел дифференцированного подхода к предельному возрасту пребывания на службе, исходя из присвоенных сотрудникам специальных званий.
Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составляет около 26 200 сотрудников. Сохранение сотрудников на службе приведет к тому, что расходы, связанные с прекращением с ними служебных отношений (сотруднику, имеющему стаж службы 20 и более лет, при увольнении выплачивается пособие в размере семи окладов денежного содержания, пенсия за выслугу лет и предоставляются иные меры социальной поддержки), перенесутся на более поздний период. С учетом перспективных выплат в более позднем периоде, экономический эффект в виде экономии бюджетных средств может быть достигнут в результате снижения перспективных затрат в первые годы реализации законопроекта.
В условиях некомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов (на 1 января 2019 г. некомплект составляет 7,4 процента или около 53 000 единиц) сохранение на службе дополнительного количества сотрудников позволит поднять уровень укомплектованности подразделений органов внутренних дел, не превышая бюджетных ассигнований на текущее содержание системы МВД России.
Кроме того, предлагаемые законопроектом нормы позволят существенно сократить затраты бюджетных ассигнований на комплекс кадровых мероприятий, связанных с подбором, проверкой и приемом на службу новых сотрудников, а также на дополнительное финансирование их материально-технического, жилищного и иного обеспечения.
Исходя из изложенного следующие из норм законопроекта фактические расходы на выплату сотрудникам, которые продолжат службу до увеличиваемого предельного возраста, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (при стаже службы 25 лет и более надбавка составляет 40 процентов от оклада денежного содержания) и на предоставление им дополнительного отпуска за стаж службы (при стаже службы более 20 лет продолжительность отпуска - 15 календарных дней) будут, как минимум, обеспечены в пределах ассигнований, выделяемых МВД России на выплату денежного довольствия, а, как максимум, сокращены.
В первые годы реализации законопроекта ожидается изменение соотношения количества вновь принятых сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел в сторону увеличения количества проходящих службу сотрудников, так как меньше сотрудников примут решение о выходе на пенсию и воспользуются правом продолжать службу до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе. Кроме того, Федеральный закон (часть 4 статьи 17 и статья 88) предусматривает возможность принятия на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в период до достижения ими предельного возраста, что будет способствовать принятию на службу вновь профессионально подготовленных сотрудников без необходимости затрат на их дополнительное обучение.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность в течение пяти лет после достижения предельного возраста заключения с сотрудниками, имеющими положительную последнюю аттестацию и соответствующими требованиям к состоянию здоровья, новых контрактов не только на один год, но и на более длительный срок в пределах пяти лет.
В предлагаемых изменениях определяется предельный срок, позднее которого сотрудник не может быть уволен со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника. Такой срок составит шесть месяцев со дня, когда прямому или непосредственному руководителю стало известно о совершении сотрудником проступка, порочащего честь, но не позднее трех лет со дня совершения проступка.
Предусматриваемое законопроектом установление Правительством Российской Федерации перечня районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и других местностей с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при прохождении службы в которых сотрудникам предоставляется нормальная продолжительность рабочей недели 36 часов и основной отпуск продолжительностью 45 календарных дней, не потребует дополнительной подготовки отдельного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
В настоящее время соответствующий перечень уже установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2001 г. N 48 "Об отпусках лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями".
Предлагаемое изменение в части наделения Правительства Российской Федерации компетенцией на определение соответствующего перечня необходимо в целях обеспечения возможности внесения в последствии в названное постановление Правительства Российской Федерации изменений (в случае их необходимости).
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предлагается в том числе увеличение предельного возраста пребывания сотрудников на службе по категориям среднего, старшего и высшего начальствующего состава (данная норма не имеет отношения к выслуге лет для пенсионных выплат).
Прогнозируемое количество сотрудников, которые в течение пяти лет могут принять решение о продолжении службы до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе, составляет около 26 200 сотрудников. Сохранение сотрудников на службе приведет к тому, что расходы, связанные с прекращением с ними служебных отношений (сотруднику, имеющему стаж службы 20 и более лет, при увольнении выплачивается пособие в размере семи окладов денежного содержания, пенсия за выслугу лет и представляются иные меры социальной поддержки), перенесутся на более поздний период. С учетом перспективных выплат в более позднем периоде, экономический эффект в виде экономии бюджетных средств может быть достигнут в результате снижения перспективных затрат в первые годы реализации законопроекта.
В условиях некомплекта штатной численности МВД России и его территориальных органов (на 1 января 2019 года некомплект составляет 7,4 процента или около 53 000 единиц) сохранение на службе дополнительного количества сотрудников позволит поднять уровень укомплектованности подразделений органов внутренних дел, не превышая бюджетных ассигнований на текущее содержание системы МВД России.
Кроме того, предлагаемые законопроектом нормы позволят существенно сократить затраты бюджетных ассигнований на комплекс кадровых мероприятий, связанных с подбором, проверкой и приемом на службу новых сотрудников, а также на дополнительное финансирование их материально-технического, жилищного и иного обеспечения.
Исходя из изложенного следующие из норм законопроекта фактические расходы на выплату сотрудникам, которые продолжат службу до увеличиваемого предельного возраста, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (при стаже службы 25 лет и более надбавка составляет 40 процентов от оклада денежного содержания) и на предоставление им дополнительного отпуска за стаж службы (при стаже службы более 20 лет продолжительность отпуска - 15 календарных дней) будут, как минимум, обеспечены в пределах ассигнований, выделяемых МВД России на выплату денежного довольствия, а, как максимум, сокращены.
В первые годы реализации законопроекта ожидается изменение соотношения количества вновь принятых сотрудников и пенсионеров органов внутренних дел в сторону увеличения количества проходящих службу сотрудников, так как меньше сотрудников примут решение о выходе на пенсию и воспользуются правом продолжать службу до увеличиваемого предельного возраста пребывания на службе. Кроме того, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 4 статьи 17 и статья 88) предусматривает возможность принятия на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в период до достижения ими предельного возраста, что будет способствовать принятию на службу вновь профессионально подготовленных сотрудников без необходимости затрат на их дополнительное обучение.
Реализация законопроекта не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменении или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует издания трех приказов МВД России.
В целях реализации части 5 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе) (в редакции подпункта "а" пункта 15 законопроекта) необходима разработка приказа МВД России, определяющего перечень документов, подтверждающих время на проезд сотрудника органов внутренних дел к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их предоставления. Планируемый срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия законопроекта. Разработчик - МВД России.
В целях реализации части 5 статьи 65 Закона о службе (в редакции подпункта "б" пункта 19 законопроекта) необходима разработка приказа МВД России, определяющего порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью. Планируемый срок подготовки - 12 месяцев со дня принятия законопроекта. Разработчик - МВД России.
В целях реализации части 2.1 статьи 76 Закона о службе (в редакции подпункта "б" пункта 21 законопроекта) необходима разработка приказа МВД России, определяющего особенности прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, переведенными в образовательные организации высшего образования или научные организации МВД России для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, связанные с организацией и осуществлением научной (научно-исследовательской) деятельности. Планируемый срок подготовки - 9 месяцев со дня принятия законопроекта. Разработчик - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.