Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 734339-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в целях побуждения водителей (собственников) транспортных средств к исполнению обязанностей по обязательному страхованию гражданской ответственности, предусмотренной Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Указанный законопроект разработан в целях защиты прав граждан, которые, являясь участниками дорожно-транспортных происшествий, будучи невиновными в совершении происшествия и при отсутствии у виновника страхового полиса обязательного страхования (далее - полис ОСАГО) оказываются в положении, при котором затруднительно и практически невозможно реализовать свое право на возмещение ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП).
В настоящий момент обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлена Законом об ОСАГО и направлена, в первую очередь, на защиту прав потерпевших и на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, т.е. при столкновении транспортных средств (ДТП).
Именно наличие полиса ОСАГО у виновника происшествия защищает потерпевших в ДТП и гарантирует им право на возможность получения возмещения за вред, причиненный здоровью или имуществу потерпевшего, а также здоровью пассажиров, в пределах установленных лимитов ответственности страховщика по ОСАГО.
В то же время отсутствие полиса страхования у виновника происшествия зачастую нарушает права потерпевшего (потерпевших), поскольку в таком случае виновник дорожно-транспортного происшествия должен самостоятельно в полном объеме возмещать ущерб в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, что последний не всегда может и намерен делать.
В целях обеспечения прав потерпевших на возмещение ущерба законодателем была введена административная ответственность за управление транспортным средством без полиса ОСАГО (часть 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с помощью которой планировалось уменьшение случаев управления транспортными средствами без указанных полисов. Указанной статьей КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Между тем, согласно официальной статистике, в 2017 году количество штрафов за езду без полиса ОСАГО увеличилось на 40 процентов по сравнению с 2016 годом, что говорит об уменьшении количества лиц, которые страхуют свою ответственность. По данным Российского союза автостраховщиков по состоянию на 2017 год, примерно 3 млн. автомобилистов ездят по дорогам без полиса ОСАГО. Указанная цифра продолжает расти.
Увеличение количества автомобилистов, осуществляющих управление транспортными средствами без полиса ОСАГО, связано, во-первых, с относительно низкой суммой штрафа, который предусмотрен частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ (800 рублей, который может быть уменьшен до 400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), по сравнению со стоимостью полиса ОСАГО, а во-вторых, с относительно мягким видом наказания - административным штрафом.
В итоге вождение транспортного средства без полиса ОСАГО приводит к следующему:
- увеличение количества ДТП, в которых у виновника отсутствует полис ОСАГО, что приводит к нарушению прав потерпевшего на получение возмещения;
- увеличение количества судебных процессов по искам о возмещении ущерба между потерпевшим и виновником ДТП. Как следствие - увеличение работы судов, а также службы судебных приставов;
- увеличение количества штрафов в размере 800 рублей на одного и того же водителя (400 рублей при оплате штрафа в течение первых 20 дней), которые, несмотря на их привлечение к административной ответственности, не спешат оформлять полис ОСАГО ввиду "мягкости" административного наказания;
- увеличение количества ДТП, оформление которых невозможно без участия уполномоченных сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, поскольку обязательным для оформления факта ДТП без их привлечения является наличие у всех сторон происшествия полиса страхования. Как следствие - повышается объем работы сотрудников государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые могли бы в указанное время осуществлять контроль за дорожным движением.
Решение указанной проблемы считаем возможным путем принятия предложенного законопроекта.
Дополнение статьи 12.37 КоАП РФ частью, предусматривающей более строгий вид наказания за повторное административное правонарушение, будет способствовать увеличению количества лиц, которые застрахуют свою гражданскую ответственность, и соответственно, уменьшится количество случаев, в которых потерпевшие будут ограничены в своих правах на возмещение ущерба от ДТП.
При этом повторное совершение административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.
Одновременно законопроектом вносятся дополнение в часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ, предусматривающее наделение судей полномочиями на рассмотрение дел об административных правонарушениях по проектируемой части, и уточнения в часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ и части 1 и 2 статьи 23.3 КоАП РФ.
Законопроект доработан с учетом замечаний, указанных в заключении комиссии Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.