Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 648546-7 "О социальной поддержке семей, имеющих детей",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона в соответствии с его статьей 1 устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в связи с их рождением, обучением и воспитанием. При этом не учитывается, что рассматриваемые законопроектом правоотношения уже урегулированы рядом законодательных (например, Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей") и подзаконных актов.
Обращаем внимание на необходимость согласования положений законопроекта с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Так, статьей 8 законопроекта предусматривается, что "детям военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву, производится оплата за обучение в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования ..... в течение всего срока обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет". В то же время в соответствии с пунктом 5 части 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.....", имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Кроме того, установленные проектом федерального закона суммы различных выплат (статьи 4, 4.1, 4.2 и другие), актуальные в настоящее время, могут потребовать в дальнейшем инфляционной корректировки.
Отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, например, в статье 10.2 проекта федерального закона устанавливается, что один из родителей может заключить договор займа с организацией, предоставляющей целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, функции и полномочия учредителя которой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Однако из законопроекта не ясно, что это за организация и о каком именно виде займа будет идти речь.
В ряде норм проекта федерального закона содержатся внутренние противоречия. Например, часть 2 статьи 12 законопроекта, абзац первый которой содержит отсылки к нормам, касающимся соответствующих единовременных выплат многодетным семьям, семьям, имеющим детей-инвалидов, семьям, в которых проживают инвалиды с детства, а пункт 1 указанной части 2 касается оснований для отказа в такой выплате только многодетным семьям. Данное основание должно распространяться на все вышеперечисленные категории семей. Замечание аналогичного характера касается также пункта 3 данной части 2.
Отдельные положения законопроекта носят неопределенный характер. Например, в пункте 2 части 2 статьи 12 законопроекта установлено такое основание для отказа в выплате, как "предоставление социальных выплат либо материальной помощи на строительство или приобретение жилья (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, единовременной денежной выплаты на компенсацию расходов......) за счет средств федерального бюджета, бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местных бюджетов муниципальных образований". Данная формулировка носит неопределенный характер, поскольку не позволяет определить конкретный вид выплат, который не подпадает под указанные в скобках исключения. Такой подход может повлечь трудности в правоприменительной практике.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 21 законопроекта срок вступления в силу федерального закона указан с 1 января 2020 года, отмечаем, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Проект федерального закона нуждается в существенной юридико-технической и лингвистической доработке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.