Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей",
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, А.А. Ремезковым, Ф.С. Тумусовым, О.А. Ниловым, Д.А. Иониным, О.А. Николаевым, В.Г. Газзаевым, Г.З. Омаровым, А.В. Терентьевым, О.В. Шеиным
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Представленным проектом федерального закона предлагается расширить льготы по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц членам многодетных семей. В этой связи, вносятся изменения в пункт 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающие исключение из объектов обложения транспортным налогом легковые автомобили, являющиеся единственным транспортным средством, принадлежащим на праве собственности либо на ином вещном праве члену многодетной семьи, признаваемой таковой в соответствии с Федеральным законом "О социальной поддержке семей, имеющих детей", чей среднедушевой доход семьи, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, не превышает величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, а также в статью 401 Налогового кодекса, предусматривающее исключение из объектов обложения налогом на имущество физических лиц одного из объектов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, принадлежащего указанным членам многодетной семьи (жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение).
Рассматривая целесообразность принятия данной законодательной инициативы, необходимо отметить, что Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации, были установлены налоговые льготы для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей:
- уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. м. площади одного земельного участка;
- уменьшение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры (площади части квартиры, комнаты) и 7 кв. м общей площади жилого дома (части жилого дома) в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Данный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида.
В соответствии с положениями статьи 14 и статьи 15 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, а налог на имущество физических лиц - местным налогом.
В соответствии со статьями 356 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации, а также налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований многодетные семьи уже освобождены полностью или частично от их уплаты (например, в Республике Татарстан, Республике Хакасия, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой, Московской, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской, Ярославской областях, в г. Москве, г. Санкт-Петербург и других).
Таким образом, вопросы, связанные с освобождением от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц членов многодетной семьи, в полной мере могут быть урегулированы на региональном (местном) уровне, а его реализация повлечет выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, размер и источники возмещения которых в материалах к законопроекту не отражены.
Также следует отметить, что редакция норм, предложенных законопроектом, позволяет воспользоваться льготами каждому члену семьи, на которого зарегистрировано транспортное средство либо объект недвижимого имущества. В этой связи может возникнуть ситуация, при которой многодетная семья, имеющая несколько транспортных средств и (или) объектов недвижимого имущества, зарегистрированных на разных членов семьи, полностью будет освобождена от уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают принятие рассматриваемого проекта федерального закона.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 648588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.