Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" (далее - законопроект) подготовлен и внесен Правительством Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2017 г. N Пр-140 ГС по итогам заседания Государственного совета по вопросу "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений".
На указанном заседании Президентом Российской Федерации было отмечено, что "ситуация с вредными выбросами остается крайне неблагополучной. Половина городского населения живет в условиях высокого уровня загрязнения воздуха,... поэтому необходимо как минимум в два раза сократить загрязнения и выбросы".
Рассматриваемый законопроект подготовлен для обеспечения соблюдения норм Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и статьи 1 и 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ", предусматривающих обязанность по оснащению стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ.
13 марта 2019 года Правительством Российской Федерации были приняты Постановления, определяющие правила создания и эксплуатации систем автоматического контроля, а также определяющие требования к таким системам (Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 262 "Об утверждении Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ" и Постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 263 "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду").
Представленным проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) новой статьей, предусматривающей введение административной ответственности для должностных и юридических лиц за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по оснащению стационарных источников выбросов (сбросов) загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения, а также обязанности по предоставлению информации о показателях выбросов (сбросов) загрязняющих веществ.
За повторное совершение указанных административных правонарушений предлагается увеличение штрафных санкций, включая дисквалификацию должностных лиц.
Предусматривается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.
Во избежание конкуренции норм законопроектом предусматриваются изменения в абзац первый статьи 8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" Кодекса, а также в абзац первый части 3 статья 8.21. "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха", предусматривающие исключение из сферы действия названных норм, предусмотренных проектируемой статьей Кодекса.
Также законопроектом предлагается, что рассмотрение дел об указанных правонарушениях будет отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный экологический надзор (Росприроднадзор).
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству полагает, что установление административной ответственности за вышеуказанные правонарушения будет стимулировать предприятия к выполнению в установленные сроки требований природоохранного законодательства и соответственно способствовать улучшению качества жизни населения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты I категории должны быть оснащены автоматическими средствами измерения, автоматическими средствами учета показателей выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов, сбросов в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Однако проектируемые изменения предусматривают установление административной ответственности только за невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов автоматическими средствами измерения. При этом ответственность за неоснащение указанными техническими средствами фиксации не предусматривается.
В отличие от норм Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в которых речь идет о правилах создания и эксплуатации систем автоматического контроля, в законопроекте предусмотрена ответственность за невыполнение требований к эксплуатации данной системы. С целью обеспечения согласованности норм законодательства и предлагаемых проектом положений, диспозиции части 1 новой статьи 8.48 Кодекса необходимо скорректировать.
Согласно статье 1 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" система автоматического контроля представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, фиксацию и передачу информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, предоставление информации о показателях выбросов, сбросов осуществляется в реестр Росприроднадзора системой автоматически, в режиме реального времени и без непосредственного участия хозяйствующих субъектов.
В связи с этим не ясна ни объективная сторона, ни субъекты административного правонарушения, предусматриваемого частью 2 проектируемой статьи 8.48 Кодекса.
Кроме того, проектируемая часть 4 новой статьи также вызывает сомнения, поскольку остается неясным каким образом хозяйствующие субъекты могут предоставлять недостоверную информацию, если предполагается что информация передаётся в автоматическом режиме.
В этой связи Комитет отмечает целесообразность согласования диспозиций проектируемых частей статьи 8.48 Кодекса с действующими положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также с положениями указанных в нем Постановлений Правительства РФ. Таким образом, текст представленного законопроекта потребует уточнения при его подготовке ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 649460-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем" и предлагает принять данный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.