Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 746597-7 "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В ходе осуществления лицензионного контроля в сфере управления многоквартирными домами были выявлены проблемы, существующие в указанной сфере, которые указывают на необходимость внесения изменений в перечень лицензионных требований, установленных для получения лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Неисполнение управляющей организацией обязанности по расчетам с ресурсоснабжающими организациями не является основанием для ограничения деятельности управляющей организации на рынке и не является лицензионным требованием, хотя в большинстве случаев и приводит к банкротству юридического лица.
Законом не ограничена возможность учредителей управляющих компаний, в отношении которых введена процедура банкротства, и имеющих миллионные задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, вновь создавать юридические лица и получать лицензии на управление многоквартирными домами. Подобные случаи не являются редкостью. Существуют десятки управляющих организаций, созданных на базе обанкротившихся ранее аналогичных юридических лиц. При этом вновь созданные юридические лица в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами повторно накапливают задолженность, в том числе перед ресурсоснабжающими организациями и налоговыми органами, суммы которой по отдельным управляющим организациям достигают 6-8 млн. руб. и продолжают увеличиваться.
Так, например, в городе Череповце известен случай, когда лицами, являющимися учредителями и руководителями четырех управляющих организаций, имеющих суммарную задолженность перед ресурсоснабжающими организациями в сумме 28,3 млн. руб., получена лицензия на управление многоквартирными домами для вновь созданного юридического лица. В настоящее время дома переведены из-под управления организаций-должников под управление вновь созданной управляющей организации. При этом формально действия указанных лиц не находятся в противоречии с законодательством, и лицензионная комиссия, располагая информацией о фактическом положении дел, не имела правовых оснований отказать претенденту в выдаче соответствующей лицензии.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 8 указанного Федерального закона в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены требования о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами.
На основании изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации в части дополнения перечня лицензионных требований требованием о том, чтобы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве отсутствовала информация об организации (индивидуальном предпринимателе), осуществляющей или ранее осуществлявшей на основании соответствующей лицензии деятельность по управлению многоквартирными домами, в которой учредитель и (или) должностное лицо лицензиата, соискателя лицензии являются (являлись) учредителем и (или) руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером (бухгалтером при отсутствии в штате главного бухгалтера), и с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве), прошло менее чем три года. Указанная формулировка соотнесена с нормами статьи 116.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации рекомендовано доработать проект законодательной инициативы с учетом предложений и замечаний, указанных в заключении комиссии Совета законодателей по проекту законодательной инициативы, и затем внести его в Государственную Думу.
Редакция законопроекта подготовлена с учетом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству от 01.04.2019 N 1-16-5 ИСЗ.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 193 Жилищного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.