Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - законопроект) разработан в рамках реализации направления программы "Цифровая экономика" в целях оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее Основы), в том числе:
обеспечение возможности автоматизированной проверки информации о нотариальном документе с использованием машиночитаемой маркировки, размещенной на документе (пункты 2 и 9 статьи 1);
формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) с иными информационными системами (пункт 9 статьи 1); установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность гражданина, или при наличии сомнений в личности гражданина, предъявившего документ, удостоверяющий его личность, устанавливать личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, посредством единой биометрической системы (пункт 11 статьи 1);
обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8 статьи 1);
развитие возможности удаленного обращения лиц за совершением нотариального действия (пункты 6, 10,11,13, 14, 16 - 22, 24 и 26 - 27 статьи 1);
установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами (пункты 6, 14 и 17 статьи 1);
расширение перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей нотариусов (пункт 23 статьи 1);
уточнение порядка совершения нотариусом отдельных нотариальных действий (пункты 1, 7, 11 и 12 статьи 1);
установление порядка исправления нотариусом технической ошибки, не изменяющей правовое содержание нотариально оформленного документа на бумажном носителе (пункты 15 и 17 статьи 1).
Действие законопроекта распространяется на лиц, совершающих нотариальные действия (нотариусов), Федеральную нотариальную палату, наделенную публичными функциями по организации нотариальной деятельности, а также лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, или которым предоставляются результаты совершения нотариальных действий.
Законопроект относится к комплексной отрасли законодательства и включает нормы материального и процессуального права, касающиеся вопросов нотариальной деятельности.
Важной новеллой законопроекта является расширение спектра нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно, то есть без личной явки обратившегося лица к нотариусу: свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принятие в депозит денежных средств, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, а также депонирование нотариусом безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, обеспечение доказательств в виде осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества.
Обязательным условием возможного совершения таких действий является отсутствие требований к установлению волеизъявления обратившегося лица при совершении нотариального действия.
Законопроект предусматривает дополнение Основ статьей 44.3, определяющей порядок совершения нотариальных действий удаленно, а также внесение изменений в статьи 81, 86, 87, 88.1, 89, 103 и 103.7 Основ, регулирующих общий порядок совершения соответствующих нотариальных действий. При удаленном совершении нотариального действия лицо, обращающееся за совершением нотариального действия, направляет нотариусу через БИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законодательством Российской Федерации документов в электронной форме или скан-образов документов. Нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся лицу, либо по просьбе заявителя изготовленный нотариальный документ выдается на бумажном носителе.
Заявление может быть передано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, при этом личность заявителя в этом случае может устанавливаться путем проверки его регистрации в "Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и проверки усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица.
Законопроектом предлагается урегулировать порядок удостоверения сделки с привлечением двух и более нотариусов (дополнение Основ статьей 53.1). Статья 53.1 устанавливает общие положения такого порядка, в частности:
создание в электронной форме проекта сделки посредством ЕИС;
подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов;
обеспечение неизменности текста сделки в электронной форме средствами ЕИС;
регистрацию посредством ЕИС удостоверенной сделки в реестре регистрации нотариальных действий.
Порядок взаимодействия нотариусов с ЕИС при удостоверении сделки двумя и более нотариусами будет определяться федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Порядок удостоверения сделки двумя и более нотариусами весьма востребован российским бизнесом, учитывая обширную территорию страны. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства.
В настоящее время Основами не урегулирован вопрос о проверке информации о нотариальном документе. Законопроект предусматривает введение для этих целей машиночитаемой маркировки, которая наносится на нотариальный документ при его изготовлении и содержит данные, определенные Основами (дополнение Основ статьей 5.1; пункты 2 и 15 статьи 1 законопроекта). Такая маркировка позволяет проверить действительность нотариального документа с использованием ЕИС.
Законопроектом устанавливаются правила исправления нотариусом выявленных технических ошибок, не изменяющих правовое содержание нотариально оформленного документа и не влияющих на права третьих лиц (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка). Техническая ошибка исправляется нотариусом по требованию заявителя, его представителя или на основании решения суда. Сведения об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе, вносятся в реестр нотариальных действий ЕИС (пункты 6 и 7 статьи 1).
Законопроектом предлагается регулирование вопросов представления с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно информации из реестра наследственных дел ЕИС в целях оптимизации процесса установления нотариуса, ведущего наследственное дело (пункт 8 статьи 1).
При совершении нотариальных действий нотариусы получают через ЕИС сведения, содержащиеся в других информационных системах, и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом. Для урегулирования порядка такого взаимодействия Основы дополняются статьей 34.6 (пункт 9 статьи 1), предусматривающей, что технические и организационные требования к ЕИС в части взаимодействия с другими информационными системами, а также к участникам информационного взаимодействия определяются оператором ЕИС.
Законопроект предусматривает направление удаленно удостоверенной исполнительной надписи нотариуса в ФССП России. При этом информационное взаимодействие с ФССП России успешно реализуется в рамках Соглашения об информационном взаимодействии в электронном виде, утвержденного ФССП России и Федеральной нотариальной палатой от 30 июня 2017 г. N 0001/19/2853/01-01-2.
Предусмотренные законопроектом новеллы позволяют предоставить гражданам и бизнесу новые комфортные инструменты, которые гарантируют их правовую защиту.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
В соответствии со статьей 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 единая информационная система нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате.
Доработка и эксплуатация единой информационной системы нотариата предусмотрена исключительно за счет ее собственника - Федеральной нотариальной палаты.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Потребуется принятие приказов Минюста России совместно с Федеральной нотариальной палатой, определяющих порядок взаимодействия нотариусов с единой информационной системой нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами, требования к формату заявления о совершении нотариального действия удаленно и представляемых с ним документов в электронной форме, порядок направления указанного заявления, а также взаимодействие заявителя, его представителя, обратившегося за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса.
Также потребуется принятие приказа Минюста России, устанавливающего порядок размещения на документе машиночитаемой маркировки и ее формат, порядок проверки сведений о нотариальном документе посредством направления запроса в единую информационную систему нотариата в машиночитаемой форме.
Указанный приказ принимается Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой, которым должен быть определен порядок установления личности заявителя или его представителя посредством единой информационной системы персональных данных.
Подпунктом "а" пункта 27 статьи 1 законопроекта предусмотрено получение выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, что потребует определения порядка получения такой выписки приказом Минюста России и Минкомсвязи России.
В связи с тем, что законопроектом предусмотрено включение в единую информационную систему нотариата нового реестра - регистрации нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами, а также сведений об исправлении технической ошибки в нотариально оформленном документе, которые должны вноситься в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата, потребуется внесение изменений в приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 128 "Об утверждении Требований к содержанию реестров единой информационной системы нотариата".
Кроме того, принятие федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" потребует внесения изменений в приказ Минюста России от 17 июня 2014 г. N 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2014 г. N 32716).
Срок подготовки приказов - в течение шести месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.