Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 747316-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН N 1617 (2005) государства - члены ООН призваны соблюдать международные стандарты, изложенные в Рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Рекомендации ФАТФ устанавливают комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять в целях противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Вступив в ФАТФ, Российская Федерация приняла на себя обязательства по исполнению указанных Рекомендаций.
Согласно пояснительной записке к Рекомендации 6 ФАТФ (Целевые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма) необходимо установить юридические полномочия по незамедлительной заморозке имущества лиц и организаций, включенных в составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами, в том числе средств и иного имущества лиц и организаций, действующих от имени или по указанию таких организаций и физических лиц.
Рекомендацией 8 ФАТФ (Некоммерческие организации) предусмотрено, что страны, должны применять к некоммерческим организациям целевые и пропорциональные меры в соответствии с риск-ориентированным подходом для их защиты от использования в целях финансирования терроризма, в том числе:
террористическими организациями, выступающими под видом легитимных организаций;
посредством использования легитимных организаций в качестве канала для финансирования терроризма, в том числе в целях уклонения террористических организаций от мер по замораживанию их активов;
путем сокрытия или маскировки тайного перенаправления средств, предназначенных для законных целей, для использования террористическими организациями.
В пояснительной записке к Рекомендации 8 ФАТФ указывается, что некоммерческие организации по целому ряду причин могут быть уязвимы в части, касающейся злоупотреблений со стороны террористов. В связи с этим соответствующие органы власти должны быть в состоянии применять эффективные, соразмерные сдерживающие меры (замораживание счетов, исключение попечителей, штрафы, отмена сертификации, отзыв лицензии и отмена регистрации) к возможным нарушениям со стороны некоммерческих организаций или лиц, действующих от имени этих некоммерческих организаций.
Федеральными законами от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" установлено ограничение, согласно которому учредителем (участником, членом) некоммерческой организации не может быть лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 7.4 Закона N 115-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562 образована Межведомственная комиссия по противодействию финансированию терроризма.
Указанной комиссии предоставлены полномочия принимать решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организациям или физическим лицам, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать причастность их к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ основания для включения таких организации или физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в том числе при наличии поступившего в уполномоченный орган от компетентного органа иностранного государства обращения о возможной причастности организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).
По итогам проведения в 2017 - 2018 годах национальной оценки рисков финансирования терроризма выявлены случаи участия в руководстве некоммерческих организаций лиц, включенных в перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Законопроектом предлагается ввести в федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрет выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицу, в отношении которого Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества.
Данная мера позволит дополнительно оградить некоммерческий сектор от его использования в целях финансирования террористической деятельности, снизит его уязвимость.
Реализация законопроекта будет осуществляться в пределах выделенных средств федерального бюджета Российской Федерации и установленной предельной штатной численности федеральных государственных гражданских служащих Минюста России.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности", не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в связи с достаточными основаниями подозревать их в причастности к террористической деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.