Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 752683-7 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Федеральный закон "О рекламе" запрещает использовать в рекламе алкогольной продукции в разрешенных для этого местах образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации. Такое требование содержится в пункте 6 части 1 статьи 21 этого Федерального закона.
Это положение, принятое в рамках борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя, нарушает другое неотъемлемое право производителей алкогольной продукции - право на защиту объектов интеллектуальной собственности - товарных знаков, в состав которых включены изображения людей и животных. Компании, чьи товарные знаки содержат образы людей и животных, не вправе использовать товарные знаки в рекламе своей продукции.
Этот запрет не распространяется на демонстрацию в рекламе самого товара (банки, бутылки и пр.) в том виде, в котором он представлен на рынке, в том числе с использованием на этикетке данного товара изображений людей или животных, товарных знаков, содержащих такие изображения. Также не запрещено распространение названия алкогольной продукции, наименования ее производителя (включая указание доменного имени в сети Интернет, содержащее данное название, наименование в латинице), в том числе, если такое название, наименование одновременно является обозначением человека или животного.
В то же время, демонстрация в рекламе алкогольной продукции товарного знака в виде изображения людей или животных, или части упаковки (бутылки, банки) алкогольной продукции с использованием такого образа входит в противоречие с нормой части 6 статьи 21 Федерального закона "О рекламе". Таким образом, с точки зрения российского антимонопольного законодательства, указанный запрет создает неравные условия для конкуренции на рынке для хозяйствующих субъектов, которые используют средства индивидуализации, содержащие образы людей и животных.
Кроме того, существующая норма законодательства непоследовательна и нелогична, поскольку одновременно допускает использование в рекламе названий товаров, содержащих словесные (текстовые) упоминания людей и животных, которые также могут вызывать ассоциативные образы людей и животных.
Законодательный запрет ограничивает право на поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, предусмотренную частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 1225 ГК РФ, товарные знаки и знаки обслуживания отнесены к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, а пунктом 1 статьи 1229 ГК РФ юридическое лицо, обладающее исключительным правом на средство индивидуализации, вправе использовать его по своему усмотрению любым, не противоречащим закону способом.
Пункт 6 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" противоречит и международным нормам, направленным на защиту права интеллектуальной собственности юридического лица на средства индивидуализации и обеспечение реализации данных прав в рекламе интеллектуальной собственности.
В частности, Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), принятой в Стокгольме 14 июля 1967 года, участником которой является и Российская Федерация. По Конвенции к объектам интеллектуальной собственности отнесены товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения.
К средствам индивидуализации товаров относится в частности товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, удостоверяемое соответствующим свидетельством.
Товарный знак даёт возможность привлечь внимание потенциальных покупателей к продукции, маркированной им. Выразительный и легко запоминающийся товарный знак ассоциируется у потребителя с конкретной фирмой, качеством предлагаемых ею товаров и оказываемых услуг. Товарный знак незаменим как средство рекламы.
Реклама алкогольной продукции может выражаться не только в демонстрации самого товара, но и в демонстрации отдельных элементов его упаковки или средств индивидуализации данного товара, в том числе товарного знака.
Существующий запрет ограничивает конкурентные возможности для правообладателей, чьи товарные знаки содержат образы людей и животных, так как реклама является одним из важнейших атрибутов конкуренции и эффективным средством в добросовестной конкурентной борьбе.
По данным международного экспертного журнала, специализирующегося на анализе рынка крепкого алкоголя "The Spirits Business", в текущем рейтинге мировых брендов крепкого алкоголя по объему продаж, в 85 из 150 товарных знаков используются образы людей или животных.
В их числе известные марки водки "Смирнов" (4 место в рейтинге), "Русский стандарт" (63 место), "Талка" (92 место), "Царская" (104 место), виски "Johnnie Walker" (9 место), "Royal Stag" (7 место), "White Horse" (118 место) и другие виды крепкого алкоголя. Таким образом, Федеральный закон "О рекламе" серьезно ограничивает в конкуренции крупнейшие мировые бренды (в том числе российского производства), в товарных знаках которых используются образы людей или животных.
Предлагаемый проект федерального закона призван устранить несоответствие Федерального закона "О рекламе" международным и российским законодательным нормам, направленным на защиту права интеллектуальной собственности на средства индивидуализации и обеспечение реализации данных прав в рекламе интеллектуальной собственности, а также устранить противоречие в самом Федеральном законе.
Законопроектом предлагается установить положения, закрепляющие возможность использования в рекламе алкогольной продукции образов людей и животных, являющихся зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками. Подобные меры будут способствовать упорядочению реализации прав владельца на средства индивидуализации юридического лица и обеспечение реализации данных прав в рекламе.
Запрет на демонстрацию в рекламе алкогольной продукции (например, в имиджевой рекламе, при проведении рекламных акций, в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов) товарных знаков, содержащих изображения людей и животных, не представляется эффективным в качестве меры по борьбе со злоупотреблением алкоголя, так как товарный знак алкогольной продукции в рекламе неактивно воздействует на потребителей с точки зрения чрезмерного употребления алкогольной продукции.
На основании изложенного, законопроектом предлагается внести изменения в пункт 6 части 1 статьи 21 Федерального закона N 38-Ф3 "О рекламе" с целью выведения зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков из-под действия запрета на использование образов людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации (анимации), в рекламе алкогольной продукции.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.