Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 762526-7 "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью третьей ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом в силу ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы включаются:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно для выполнения требований ст. 133 ТК РФ необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих заработную плату, включая в том числе и компенсационные выплаты.
Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ.
В постановлении от 07.12.2017 N 38-П Конституционного суда Российской Федерации было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в постановлении от 11.04.2019 N 17-П Конституционного суда Российской Федерации аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время. В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанные заключения Конституционного Суда РФ представляют собой общеобязательное толкование законодательства.
При принятии этих решений судьи исходили из следующего: Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. Положения трудового законодательства предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях.
Как видно, хотя итоговые выводы суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда.
Таким образом, внесение предполагаемых поправок в ст. 133 ТК РФ позволит обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде минимального размера оплаты труда без необходимости обращаться для дополнительных разъяснений к актам Конституционного Суда Российской Федерации для получения отдельных заключений о допустимости или недопустимости включения в состав заработной платы тех видов компенсационных выплат, которые не были упомянуты в постановлениях от 07.12.2017 года N 38-П и от 11.04.2019 года N 17-П.
Подход к определению совокупности выплат, образующих заработную плату для целей ее сравнения с МРОТ и с минимальным размером заработной платы в субъекте Российской Федерации, должен быть одинаков, что обуславливает необходимость внесения поправок в ст. 133.1 ТК РФ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Реализация законопроекта предположительно потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но произвести расчеты в целом по Российской Федерации не представляется возможным.
При этом указанные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будут компенсированы дополнительными налоговыми поступлениями в связи с предполагаемым ростом налогооблагаемой базы.
Также предлагается рассмотреть возможность компенсировать расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией указанного проекта федерального закона за счет средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона ""О внесении изменений в статьи 133 и 133-1 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части определения категорий выплат, включаемых в состав заработной платы при применении минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативно-правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.