Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить, что заработная плата работника без учета компенсационных выплат не может быть ниже минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (далее соответственно - МРОТ, МЗП).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые включают в том числе размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П и от 11 апреля 2019 г. N 17-П в состав МРОТ (МЗП) не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, а в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ, не включаются повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
В целях обоснования принятия законопроекта в пояснительной записке к нему указано, что, логика, по которой Конституционный Суд Российской Федерации пришел к указанным выводам в отношении отдельных видов компенсационных выплат, применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда.
Между тем законопроектом не учитывается, что на практике во многих организациях реального сектора экономики, бюджетной сферы, на государственной службе для значительной части работников установлены оклады ниже МРОТ.
Предлагаемое законопроектом исключение из состава заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей МРОТ (МЗП), всех видов компенсационных выплат потребует пересмотра размеров окладов и тарифных ставок, актуализации или разработки новых систем оплаты труда.
Вместе с тем проведение указанных работ требует значительных финансовых ресурсов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и работодателей в негосударственном секторе, административных издержек, а также значительного времени.
Кроме того, в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств.
Следует также отметить, что Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 - 2020 годы предусмотрены обязательства сторон данного соглашения обеспечить поддержание МРОТ на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, провести консультации по дальнейшему соотношению указанных показателей при совершенствовании их содержания.
На основании изложенного законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 июля 2019 г. N 6552п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 762526-7 "О внесении изменений в статьи 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Д.А. Иониным"
Текст письма опубликован не был