Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 765483-7 "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобами граждан А.К. Качковского и А.Г. Федосова", в соответствии с которым часть 5 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 43-Ф3 "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-Ф3) была признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В случаях, установленных федеральным законодательством, в целях реализации публичных интересов допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Особенности изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества в случаях, связанных с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 г. к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий, урегулированы Законом N 43-Ф3.
В силу положений статьи 10 Закона N 43-Ф3, в случае принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд условия изъятия, в том числе размер, порядок и сроки выплаты возмещения собственникам или иным правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества, определяются соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 43-ФЗ в случае, если по истечении трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимости оно не было подписано собственником или иным правообладателем изымаемого имущества, изъятие может быть произведено в принудительном порядке на основании судебного решения.
В соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 13 Закона N З-ФЗ при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 Закона N 43-ФЗ, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.
Необходимо отметить, что правовые акты, которыми утверждается документация по планировке территории, в целях реализации которой принимаются решения об изъятии земельных участков для государственных нужд, могут быть приняты значительно раньше, чем решения об изъятии соответствующих земельных участков.
В таком случае стоимость изымаемого имущества, определенная на день, предшествующий дню принятия актов об утверждении документации по планировке территории, может иметь значительное расхождение со стоимостью такого имущества, определенной на дату принятия соответствующего решения об изъятии.
В случае принятия законопроекта стоимость имущества, изымаемого в случаях, предусмотренных Законом N 43-ФЗ, будет определяться в общем порядке, установленном главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Изменения, вносимые законопроектом, направлены на возможность реализации собственником или иным правообладателем изымаемого имущества права на получение справедливого и равноценного возмещения за принудительное изъятие недвижимого имущества, размер которого определяется судом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О признании утратившей силу части 5 статьи 13 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.