Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 765779-7 "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ратифицировать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, подписанную в г. Актау 12 августа 2018 г.
Конвенция содержит положения, закрепляющие режим судоходства и порядок коллективного использования акватории Каспийского моря, механизмы установления границ территориальных вод и рыболовных зон, разграничения дна и недр Каспийского моря на секторы, условия прокладки подводных кабелей и трубопроводов и касающиеся других вопросов сотрудничества прибрежных государств. В соответствии с Конвенцией к основным принципам деятельности ее Сторон на Каспийском море, в частности, относится неприсутствие на нем вооруженных сил, не принадлежащих Сторонам.
Уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав и юрисдикции прибрежных государств на Каспии будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости в отношениях Российской Федерации с партнерами по региону, созданию благоприятных условий для расширения взаимовыгодного сотрудничества в таких сферах, как безопасность, транспорт и судоходство, рыболовство, разведка и добыча углеводородных ресурсов, морские научные исследования, охрана окружающей среды, а также формированию более ясной правовой ситуации в регионе в целом. Деятельность Сторон Конвенции будет осуществляться в том числе на основе принципов использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами, а также обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе.
Процесс ратификации Конвенции в настоящее время уже завершен Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.
Конвенция устанавливает иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Так, в частности, Конвенция предусматривает правовые режимы в отношении разграничения внутренних и территориальных вод, рыболовных зон, а также участков дна и недр Российской Федерации и других прибрежных государств. При этом правовые режимы, действующие в таких водах, зонах и на участках, отличны от правовых режимов, действующих в морских пространствах Российской Федерации - во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
Принятие федерального закона потребует изменения действующих и принятия новых актов федерального законодательства.
На основании изложенного Конвенция подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а", "в" и "г" пункта 1, а также пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку согласно статье 22 Конвенции Стороны условились о ее последующей ратификации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря"
Принятие федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря"
Принятие федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе";
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности";
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая);
Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая);
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 "О противодействии терроризму";
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2013 г. N 23 "О федеральных органах исполнительной власти, ответственных за определение мер по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также мер по обеспечению безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений";
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 664 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 г. N 1102 "О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2000 г. N 68 "Об утверждении Порядка прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. N 654 "Об утверждении Положения о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей";
Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 352 "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 80 "Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 663 "О дополнительных мерах по реализации федеральных законов "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. N 973 "Об утверждении Правил расчета средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 г. N 1115 "Об утверждении Правил неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, осуществляющими доставку людей, грузов и товаров с территории Российской Федерации на искусственные острова, установки и сооружения, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации, либо с указанных искусственных островов, установок и сооружений на территорию Российской Федерации вне выделенных воздушных коридоров без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.