Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 769142-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" (далее - законопроект) разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено Федеральным законом "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон). Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее - отчет). Таким образом, вступление в силу результатов проведения специальной оценки условий труда привязано к дате утверждения отчета.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 18 Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ) организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета.
Вместе с тем результаты контрольно-надзорной деятельности Роструда, информация, поступающая от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзов и работников, свидетельствуют о том, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме. Это создает риски возможного умышленного сокрытия отчетов, что фактически снижает достоверность и репрезентативность накапливаемых во ФГИС СОУТ данных, а также не позволяет своевременно выявить с использованием автоматических сервисов ФГИС СОУТ возможные нарушения и принять меры по восстановлению нарушенных прав работников.
Законопроектом предлагается установление дополнительного механизма контроля за передачей отчетов, предусматривающего присвоение специальной оценке условий труда идентификационного номера во ФГИС СОУТ, исчисление срока действия результатов проведения специальной оценки условий труда со дня их передачи во ФГИС СОУТ (с сохранением прежнего порядка в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну), направление организацией, проводящей специальную оценку условий труда, уведомления работодателю о передаче отчета во ФГИС СОУТ.
Кроме того, практика правоприменения Федерального закона показала, что в нем установлены только требования к организациям при их допуске на рынок проведения специальной оценки условий труда и не предусмотрены нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе деятельности допущенных организаций.
В связи с этим законопроектом предлагается установить обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда, передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию:
о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 Федерального закона, которые были исключены из области аккредитации;
об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
Согласно законопроекту по результатам рассмотрения указанной информации в случае выявления фактов несоблюдения указанными организациями установленных Федеральным законом требований их деятельность приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.
Законопроектом предусматривается норма о том, что требования к представлению информации о сокращении области аккредитации действуют до 31 декабря 2021 г. Данный период времени необходим для налаживания электронного взаимодействия между ФГИС СОУТ и информационной системой Росаккредитации для передачи этой информации в рамках электронного межведомственного взаимодействия.
Получение информации об изменениях в составе экспертов в рамках электронного межведомственного взаимодействия не представляется возможным ввиду отсутствия иного поставщика соответствующей информации, кроме самой организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Законопроектом также предлагается внести в Федеральный закон изменения, предусматривающие возможность осуществления экспертизы качества специальной оценки условий труда по заявлениям органов исполнительной власти, а также устанавливающие обязательность результатов этой экспертизы и результатов рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения для всех участников специальной оценки условий труда и определяющие полномочия по передаче соответствующих результатов во ФГИС СОУТ.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон в части уточнения его терминологии с учетом терминологии Федерального закона "Об электронной подписи".
Реализация норм законопроекта позволит повысить качество проведения специальной оценки условий труда в целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников.
Принятие и реализация законопроекта не затрагивает отношений, связанных с реализацией Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться Минтрудом России в пределах установленной штатной численности сотрудников и выделяемых финансовых ассигнований на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" потребуется:
1. Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда" в целях приведения его в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом в части уточнения перечня оснований для приостановления деятельности организаций, проводящих специальную оценку условий труда (пункт 10 статьи 1 законопроекта).
Исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 5 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Внесение изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
а) приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" - в целях приведения его в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом в части установления возможности применения методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, корректировки наименования производственного фактора "инфракрасное излучение", а также уточнения формы отчета (пункты 2, 6, 7, 8 статьи 1 законопроекта).
Исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
б) приказ Минтруда России от 3 ноября 2015 г. N 843н "Об утверждении Порядка формирования, хранения и использования сведений, содержащихся в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда" - в целях приведения его в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом в части присвоения идентификационного номера специальной оценке условий труда (пункты 4, 9 статьи 1 законопроекта).
Исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
в) приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" - в целях приведения в соответствие с изменениями, предусмотренными законопроектом в части уточнения круга лиц, имеющих право подавать заявления на проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда непосредственно в орган, уполномоченный на проведение такой экспертизы, а также дополнения требованием о передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и ее результатам в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (пункт 11 статьи 1 законопроекта).
Исполнитель - Минтруд России.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.