Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 769222-7 "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен Минпромторгом России во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 декабря 2017 г. N Пр-2452 и поручения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N ДМ-П7-8564.
Меры государственной поддержки, такие как программа лизинга строительства судов, предоставление субсидий по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный гранд, направлены на оказание поддержки судовладельцам. При этом поддержка отечественных судостроительных предприятий осуществляется лишь косвенным образом и не гарантирует размещения судостроительных заказов на российских верфях.
В настоящее время средняя загрузка отечественных судостроительных предприятий составляет не более 40-50 процентов. Существующий объем заказов не позволяет обеспечить необходимую загрузку и, соответственно, рентабельную работу предприятий судостроительной отрасли.
Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству Российской Федерации право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации. К этим видам работ могут относиться только работы, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, такие как перевозка грузов и пассажиров, разведка и разработка минеральных ресурсов морского дна и его недр, морские перевозки и хранение углеводородов, добытых на территории Российской Федерации или на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, и некоторые другие виды работ.
Действие законопроекта не распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу изменений, предусмотренных законопроектом.
Законопроект согласован в установленном порядке с Минэнерго России (Бондаренко А.Б.), Минтрансом России (Захряпиным Н.Ю.) и Минэкономразвития России (Расстригиным М.А.).
На законопроект получены заключения Минюста России (Новака Д.В.), Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (Черногора Н.Н.) и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (Брычевой Л.И.).
По результатам заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности из статьи 1 законопроекта исключено изменение в статью 7 Кодекса торгового мореплавания, касающееся определения понятия судна, построенного на территории Российской Федерации. Наименование законопроекта изложено в новой редакции, а статья 1 в части внесения изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания дополнена словами "и соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям, которые предъявляются к промышленной продукции в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации.".
В ходе состоявшегося обсуждения отмечено, что законопроект направлен на развитие отечественного судостроения и обеспечение российских верфей заказами на строительство судов и морской техники путем стимулирования судоходных, лизинговых компаний и судостроительных организаций, в том числе иностранных, к размещению судостроительных заказов и заказов на изготовление и поставку комплектующего судового оборудования на территории Российской Федерации.
В части отмеченных Минэкономразвития России обстоятельств о возможных рисках нарушения обязательств, принятых Российской Федерацией в рамках Всемирной торговой организации (далее - ВТО) по доступу на рынок и национальному режиму, следует отметить, что законопроект не является механизмом государственной поддержки и(или) предоставления преференций российским судовладельцам и судостроительным организациям и не нарушает обязательств Российской Федерации, принятых в рамках ВТО.
В части оценки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации о воздействии предлагаемого законопроектом механизма на социально-экономические отношения в области отечественного гражданского судостроения, в том числе в свободных экономических зонах и на территориях опережающего социально-экономического развития, необходимо отметить, что принятие законопроекта станет дополнительным стимулом для развития предприятий судостроительной отрасли, расположенных в свободных экономических зонах и на территориях опережающего социально-экономического развития, так как будет способствовать увеличению их загрузки в условиях льготного налогообложения и появлению новых предприятий в рамках локализации производства на территории Российской Федерации.
Наименование и текст законопроекта соответствуют принятым правилам юридической техники.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Принятие законопроекта не влечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2012 г. N 504 "О перевозках и буксировке в сообщении между морскими портами Российской Федерации, а также деятельности, связанной с ледокольной проводкой, поисковыми, спасательными и буксирными операциями, подъемом затонувшего в море имущества, гидротехническими, подводно-техническими и другими подобными работами, которые осуществляются во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации судами, плавающими под флагом иностранного государства".
Обоснование необходимости подготовки - статья 1 проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации".
Ответственный за подготовку указанного постановления Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - Минпромторг России, соисполнитель - Минтранс России.
Срок подготовки - 90 дней со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации" в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.