Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 657072-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий", внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) и статьи 6 - 8 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", направленные на унификацию правового статуса мировых и федеральных судей в части назначения на должность, укрепление конституционного принципа независимости мировых судей.
В этих целях проектом федерального закона предлагается внести изменения в законодательство, предусматривающие что полномочия мирового судьи не будут ограничены определенным сроком. Таким образом изменяется действующий в настоящее время механизм назначения на должность, в соответствии с которыми мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) - на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, исключение из законодательства процедуры переназначения(избрания) мирового судьи, которая настоящее время включает оценку его работы по отправлению правосудия законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации, сможет обеспечить беспристрастность мирового судьи.
Также следует отметить, что предлагаемая проектом федерального закона новелла основывается на рекомендациях Группы государств против коррупции (ГРЕКО) в адрес России о повышении срока пребывания в должности мировых судей.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что в настоящее время среди судов общей юрисдикции только полномочия мирового судьи ограничены сроком, определенным в законе субъекта Российской Федерации.
При этом, необходимо отметить что помимо приведенной позиции ГРЕКО, в рекомендациях также отмечается что для мировых судей, которые являются судьями общей юрисдикции субъекта Российской Федерации не исключается возможность установления разумного испытательного срока до назначения на постоянной основе, что также сопоставляемо с существующими руководствами по обозначенному вопросу. Так, параграф 51 рекомендации CM/REC (2010) 12 Комитета министров Совета Европы от 17 ноября 2010 года допускает назначение судей как на испытательный, так и на определенный срок при соблюдении обеспечения независимости судейского корпуса.
Аналогичной позиции придерживаются Конституционный Суд Российской Федерации, который в ряде своих решений (Постановления КС РФ от 24 марта 2009 года N 6-П) высказывает мнение, согласно которому первоначальный срок, на который впервые назначается мировой судья, по существу, имеет значение в качестве предварительного срока, направленного, в частности, на выявление причин, которые могут препятствовать дальнейшему назначению того или иного судьи на должность без ограничения срока полномочий и которыми должны обосноваться решения соответствующих органов и должностных лиц об отказе в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока полномочий.
Таким образом, представляется целесообразным в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению предусмотреть возможность назначения мировых судей впервые на ограниченный срок, что, в том числе, будет способствовать выявлению способности лица, как для носителя судебной власти, соответствовать профессиональным, нравственным и морально-этическим требованиям, предъявляемым для всех членов судейского сообщества.
Также следует отметить, что в связи с тем, что в предлагаемой редакции законопроекта абзаца первого пункта 1 статьи 11 Закона о статусе судей изменения срока полномочий будет касаться не только мировых судей, но и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности которых в соответствии с действующим правовым регулированием устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации, необходимо согласовать соответствующие нормативные положения, распространив возможность назначения без ограничения определенного срока только на мировых судей.
Также, в связи с предлагаемыми проектом федерального закона изменениями в статью 11 Закона о статусе судей, распространяя на мировых судей положение пункта 1 указанной статьи, предусматривающее отсутствие ограничения полномочия судьи определенным сроком, Комитет отмечает необходимость согласования указанной нормы с положениями пункта 6 статьи 11 Закона о статусе судей, которой устанавливаются особенности прекращения полномочий судьи, то есть либо в последний день месяца, в котором судья достигает 70-летнего возраста, либо на следующей день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.
В дополнение к вышеуказанным замечаниям, также подлежит уточнению вопрос, касающейся механизма распространения действия настоящего федерального закона на мировых судей, назначенных (избранных) на должность до его вступления в силу, либо уточнения процедуры прекращения их полномочий по истечении срока, на который они были назначены (избраны).
Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации поддерживает принятие данного законопроекта с учетом высказанных замечаний аналогичных вышеуказанным.
Следует отметить, что реализация предлагаемых изменений законодательства позволит в полной мере обеспечить функционирование системы мировых юстиции в Российской Федерации, в том числе будет способствовать унификации нормативного регулирования в отношении как судей федеральных судов всех уровней так и мировых судей.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 657072-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части назначения (избрания) мирового судьи на должность без ограничения срока полномочий" принять в первом чтении.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.