Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 739279-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких"
Досье на проект федерального закона
Согласно статистике Пенсионного фонда Российской Федерации в Российской Федерации в 2018 году насчитывалось 1 433 011 инвалидов I группы и 5 356 052 инвалидов II группы, большая часть которых составляют лица старше 60 - ти лет. Численность престарелых граждан в возрасте старше 80 лет в России составляет более 4 миллионов человек. В настоящее время вопросы оплаты за осуществление ухода за тяжело больными гражданами - инвалидами и престарелыми, особенно на дому, недостаточно урегулированы на законодательном уровне.
Основными нормативными правовыми актами в этой сфере являются: Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", а также постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 343 (в редакции от 30.10.2018) "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет".
Существующая система компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми, нуждающимся в постороннем уходе, на дому, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ.
Сумма такой компенсации (за исключением компенсационных выплат на лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами), по общему правилу, составляет 1200 рублей в месяц, при том, что для ее получения необходимо отсутствие иного дохода у лица, осуществляющего уход. Очевидно, что размер этой компенсации не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма компенсации значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Кстати, размер этой компенсационной выплаты, установленный в 2008 году, не менялся уже более 10 лет. Он был установлен Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами". С предложением об увеличении размера данной компенсации за оказание социальной помощи на дому до величины прожиточного минимума трудоспособного населения неоднократно обращались представители общественных организаций инвалидов. Последнее обращение по данному вопросу было направлено ими в Совет Федерации в апреле 2017 года, однако эту инициативу не поддержали.
В первом квартале 2019 года размер прожиточного минимума для всего населения России установлен на уровне 10 444 рубля (средний). Для трудоспособного населения эта величина в первом квартале 2019 года составляет 11 280 рублей, для пенсионеров - 8 583 рублей. Таким образом, очевидно, что трудоспособный гражданин, осуществляющий уход за нетрудоспособным инвалидом или престарелым, - фактически находится за чертой бедности.
Уход за родственником (близким) инвалидом или престарелым - это тяжелый каждодневный труд, осуществляемый, исходя из норм действующего законодательства, без выходных, праздников и отпусков. Комплекс функциональных задач, стоящих перед таким лицом весьма широк: это и санитарные, и бытовые, и медицинские услуги. Но, по состоянию на сегодняшним день, их труд компенсируется в размере даже ниже уровня МРОТ. Для того, чтобы ухаживать за тяжело больным гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, одни люди вынуждены увольняться с работы, чтобы выполнить свой долг перед родным человеком, а более состоятельные - прибегают к услугам сиделки.
Сейчас в России действует более 1,5 тыс. стационарных организаций социального обслуживания: 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 79 тыс. человек; 525 психоневрологических интернатов (там живут более 160 тыс. человек) и 30 геронтологических центров (7 тыс. человек). Во многих интернатах не хватает персонала для осуществления ухода за тяжело больными гражданами, находящимся в них на постоянной основе.
Российская Федерация как социальное государство 15 мая 2012 года ратифицировала Конвенцию по правам инвалидов, а значит взяла на себя конституционные обязательства перед инвалидами по обеспечению их качества жизни и качества жизни их семей (статья 28 Конвенции), включающее достаточное питание, одежду и жилище, и право на непрерывное улучшение условий жизни, а также государственные гарантии обеспечения этих прав.
Если инвалид или престарелый находится в стационарном учреждении (доме-интернате для престарелых и инвалидов), то государство тратит на него в месяц от 70 до 100 тыс. рублей. Таким образом, предложенные новации помогут сэкономить бюджетные средства и улучшить качество жизни инвалидов и престарелых. Поскольку ежемесячная выплата, предлагаемая для оплаты труда социальных помощников из числа родных и близких инвалида или престарелого в размере не ниже прожиточного минимума по региону, в разы сократит затраты государства на социальное обеспечение. В связи с недостаточным уровнем социального обслуживания нетрудоспособных граждан в домах-интернатах в нашей стране за домами-интернатами закрепился определенный негативный имидж. Нехватка финансирования и дефицит кадров в постсоветской России привели именно к этому результату.
Таким образом, избавив тяжело больных от пребывания в интернатах, мы уменьшим число обездоленных инвалидов и престарелых, так как за ними будут ухаживать родственники дома, тем самым сократив число тех, кого вынужденно, по финансовым причинам, устраивают в дом инвалидов и престарелых. Также сократится численность граждан, находящихся за чертой бедности.
Данным проектом закона предлагается ввести институт социальных помощников, осуществляющих медико-социальную помощь на дому инвалидам и престарелым гражданам, из числа их родных и близких родственников.
Предлагаемые проектом закона изменения в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" призваны внести определенную ясность в систему социально-медицинского обслуживания населения, провозгласив право на альтернативную надомную медико-социальную помощь, оказываемую родными (близкими) инвалида или престарелого гражданина. Аналогичные поправки предлагаются внести в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Принятие настоящего законопроекта позволит сократить количество безработных граждан, улучшить качество жизни инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в посторонней помощи, снизить нагрузку на стационарные интернаты для инвалидов и престарелых, а также сократить дефицит социальных работников посредством их замещения социальными помощниками.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в виду замещения бюджетных расходов на финансирование койко-мест в стационарных интернатах для престарелых и инвалидов расходами на финансирование труда социальных помощников, осуществляющих медико-социальную помощь на дому инвалидам и престарелым гражданам, нуждающимся в посторонней помощи.
Перечень федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в части установления мер по оказанию медико-социальной помощи на дому инвалидам и престарелым гражданам социальными помощниками из числа их родственников и близких" потребует принятия дополнительных актов федерального законодательства, регулирующих условия работы и оплату труда социальных помощников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.