Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 740933-7 "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целью законопроекта является применение конфискации имущества, как иной меры уголовно-правового характера, в случае незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Это вид иной уголовно-правовой меры и представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства всего или части имущества осужденного лица, однако следует отметить, что данная норма является единственным видом правовой санкции, законодательное закрепление и применение которой прямо предписано международным правом как обязанность государства.
Такое ее особое положение объясняется той ролью, которую отводит ей мировое сообщество в борьбе с такими видами транснациональной организованной преступности, как терроризм, наркоторговля, легализация преступных доходов и коррупция.
Ее юридический формат применительно в статье 322 Уголовного кодекса Российско Федерации (Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации), должен соответствовать конфискации, предусмотренной рядом государств за тяжкие и особо тяжкие преступления и должен носить исключительный характер.
Конфискация имущества, как закрепление и применение института специальной конфискации, должна приниматься в максимальной степени, возможной в рамках внутренней правовой системы нашего государства, а именно применение таких мер, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации как доходов от преступлений, так и имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений.
В настоящее время возможности применения такой специальной конфискации весьма ограничены, так как речь идёт в основном лишь об имуществе, полученном осуждённым в результате совершения преступления, о доходах, полученных от этого имущества, а также об орудиях и иных средствах совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. Причем уголовно-правовое изъятие имущества в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, полученного в результате совершения преступления, ограничено лишь некоторыми составами преступлений (ч. 2 ст. 105, ч.ч. 2, 4 ст. 111, ст.ст. 146, 147, 186, 187, 189, 222, 285, 290, 295 и др.). Данная совокупность норм и процедур, ограничивающих и определяющих формы конфискации имущества не отвечает сложившейся в современном мире ключевому направлению борьбы с транснациональной (как и внутригосударственной) организованной преступностью и коррупцией.
Законопроект предусматривает возвращение в уголовное законодательство института конфискации имущества как иной уголовно-правовой меры за совершение деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей статьи 322 УК РФ, совершенные с применением самоходного транспортного плавающего средства, механического транспортного средства или воздушного судна, либо иного транспортного средства передвижения с целью пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию. Одновременно с предусмотренными ст. 104.1 УК РФ видами конфискации предполагается распространить конфискацию имущества не только полученных в результате совершения преступлений, но и использованных для совершения или подготовки преступлений.
Данная норма необходима в применении к статье 322 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации), так как зачастую данное преступление совершается с использованием самоходного транспортного плавающего средства, механического транспортного средства или воздушного судна, либо иного транспортного средства передвижения, которое может нанести непоправимый вред гражданам пограничных зон и территорий.
Факт совершения такого преступного деяния, является агрессией, применяемой в отношении государственной власти, основ конституционного строя и безопасности государства, что влечет совершение противоправных действий против мира и безопасности человечества, необходимо ужесточение и усиление мер уголовной ответственности за подобные высказывания, а также привлечение к международно-правовой ответственности.
Законопроектом предлагается усилить меры уголовной ответственности, учитывая достаточную степень общественной опасности рассматриваемых деяний, а также при принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность получение дополнительного существенного дохода государства.
Законопроект не противоречит положениям заключенных международных договоров Российской Федерации, не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов. Принятие законопроекта не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 104.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.