Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 740765-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
По состоянию на 1 января 2019 года на дорогах России установлено более 16 000 работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения (далее - камеры фото- и видеофиксации). В 2017 году за нарушения правил дорожного движения ГИБДД МВД России было выписано 108,7 млн. постановлений, из которых 83,2 млн. было выписано исключительно по материалам с камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Таким образом, около 80% штрафов за нарушения правил дорожного движения оформляется по материалам камер фото- и видеофиксации. Аналогичные показатели сохранились и по итогам 2018 г.
Камеры фото- и видеофиксации в соответствии со статьей 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерения, для них необходимо получить соответствующие сертификаты, должна проводиться метрологическая поверка.
Вместе с тем в настоящее время полномочия органов государственной власти по установлению порядка согласования мест установки камер фото- и видеофиксации законодательно не установлены. В этой связи широкое распространение имеет ситуация, при которой камеры фото- и видеофиксации устанавливаются в субъектах Российской Федерации не уполномоченными лицами с целью снижения числа дорожно-транспортных происшествий на аварийно-опасных участках, а в бессистемном порядке через привлеченные коммерческие организации, как правило, с целью фиксации максимального количества нарушений.
Таким образом, установка камер фото- и видеофиксации не выполняет свою важнейшую и первоочередную функцию, а их деятельность больше похожа на коммерческую.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на упорядочивание системы расстановки камер фото- и видеофиксации и закрепления соответствующих полномочий за федеральными органами исполнительной власти, что позволит снизить аварийность на дорогах всех уровней: федеральных, региональных и муниципальных.
Так, законопроектом органы государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности наделяются полномочиями по установлению порядка согласования мест установки камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение на дороге технических средств организации дорожного движения возможно только в соответствии с документацией по организации дорожного движения. При этом размещение на дороге технических средств организации дорожного движения, не предусмотренных документацией по организации дорожного движения, не допускается. В этой связи законопроектом предлагается включить в перечень технических средств организации дорожного движения специальные технические средства, имеющие функции фото- и видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Таким образом, законопроект позволит закрепить необходимые полномочия федеральных органов исполнительной власти по установке порядка согласования мест установки камер фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения именно на наиболее аварийно-опасных участках дорог.
При утверждении порядка определения мест установки камер фото- и видеофиксации представляется целесообразным наделить полномочиями по их согласованию федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В связи с необходимостью разработки и принятия подзаконного нормативного-правового акта предлагается установить 180-дневный срок для вступления в силу настоящего федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов РСФСР и Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия органами государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности порядка согласования мест установки стационарных и передвижных специальных технических средств, а также маршрутов транспортных средств с установленными мобильными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.