Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 743374-7 "О внесении изменения в статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В силу части 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Таким образом, в настоящее время без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в следующих случаях:
1) использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (статья 36 ЛК РФ);
2) использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (статья 43 ЛК РФ);
3) использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружении, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (статья 44 ЛК РФ);
4) использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45 ЛК РФ);
5) реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
6) заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ;
7) нахождение на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления);
8) заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок при соблюдении условий, указанных в части 1 статьи 74 ЛК РФ.
Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (статья 41 ЛК РФ) к вышеуказанным случаям не отнесено.
Между тем зачастую лесные массивы соседствуют с проектируемыми жилыми застройками. В таких случаях застройщики, осуществляющие комплексные жилые застройки, могут учитывать леса при разработке проектов планировки территории в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, предусматривать возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства в интересах жителей.
При этом в соответствии с частью 12.3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до её утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.
Настоящим проектом предлагается внесение изменения в часть 3 статьи 73.1 ЛК РФ, согласно которому будет возможно заключать без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
В заключении Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии (далее - Комиссия) на проект законодательной инициативы N 7-541, подготовленный Самарской Губернской Думой, ей было рекомендовано снять с рассмотрения указанный проект и не вносить его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, так как:
1) пункт 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не относит к случаям предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предоставление земельных участков в аренду для рекреационной деятельности;
2) частью 12.3 статьи 45 ГрК РФ. не предусмотрены какие-либо особенности по представлению лесных участков;
3) документация по планировке и межеванию территории не определяет конкретное лицо, которое будет осуществлять рекреационную деятельность и с которым необходимо заключить договор аренды лесного участка;
4) отмена необходимости проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка может привести к проявлениям субъективности при выборе арендаторов, снижению конкуренции и росту коррупциогенный рисков в этой сфере лесных отношений.
Следует отметить, что согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Таким образом, нормы ЛК РФ имеют приоритет в вопросах регулирования лесных отношений перед нормами иных федеральных законов.
Полагаем, что данный вывод распространяется и на случаи, исключающие проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков. Именно поэтому проектом предусматривается внесение изменений именно в статью 73.1 ЛК РФ, предусматривающую случаи предоставления лесных участков в аренду без проведения торгов.
С учетом замечаний Комиссии проект доработан.
Так, проектом предусмотрено, что право на заключение без проведения торгов договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, возникает, если:
лесной участок расположен в Границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории в целях жилищного строительства;
договоры аренды заключаются с физическими или юридическими лицами, по заявлению которых уполномоченным органом утверждена такая документация по планировке территории и (или) являющимися ее правообладателями;
указанные физические или юридические лица являются собственниками, землевладельцами или арендаторами земельных участков, прилегающих к испрашиваемым лесным участкам.
Таким образом, проектом определены критерии, которым должно соответствовать физическое или юридическое лицо в целях реализации права на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов, ввиду чего коррупциогенные риски, которые упоминались в заключении Комиссии, исключаются.
В заключении Комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии на доработанный проект закона указывается, что к законопроекту имеются замечания концептуального характера. В частности, делается вывод о том, что предлагаемым законопроектом устанавливается рекреационный вид использования защитных лесов, что противоречит нормам земельного, лесного законодательства и создает условия для нарушения режима защитных лесов.
Данное утверждение не основано на нормах Лесного кодекса РФ, в соответствии с главой 15 которого установлены конкретные ограничения на использование защитных лесов. Возможность использования лесных участков для рекреационной деятельности прямо предусмотрена статьями 25, 41 Лесного кодекса РФ.
Более того, освоение лесных участков должно осуществляться в соответствии с лесохозяйственными регламентами и проектами освоения лесов, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. Предлагаемый проект не исключает необходимости разработки данных документов, в связи с чем не может создать условия для нарушения режима защиты защитных лесов.
В настоящее время согласно паспорту национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - НП) его ключевыми целями являются обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, увеличение объема жилищного строительства, повышение комфортности городской среды.
Полагаем, что изменение в статью 73.1 ЛК РФ, предусмотренное проектом, позволит за счет внебюджетных источников создать комфортную среду для проживания граждан. Наряду с мероприятиями НП предлагаемое изменение будет способствовать стимулированию жилищного строительства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат за счёт средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.