Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о "дачной амнистии"),
внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, В.И. Лысаковым и другими.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о "дачной амнистии"), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, В.И. Лысаковым и другими (далее - Законопроект) и сообщает следующее.
Как следует из пояснительной записки, Законопроект направлен на комплексное упрощение порядка оформления гражданами своих прав на жилую недвижимость. В этой связи Законопроектом предлагается:
- установить до 1 марта 2022 года упрощенный порядок строительства и регистрации прав в отношении жилых домов, жилых строений, садовых домов, возведенных на дачных и садовых земельных участках, предоставленных до 4 августа 2018 года - дня вступления в силу положений Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 340-ФЗ). В отношении жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, возможность использования упрощенного уведомительного порядка оформления своих прав предлагается установить бессрочно. Законопроектом также предлагается в целях преодоления "информационного вакуума" и надлежащего информирования граждан о новом порядке строительства возложить на органы местного самоуправления соответствующую обязанность по информированию граждан.
- предоставить возможность владельцам объектов ИЖС, жилых и садовых домов самостоятельно направлять документы на государственную регистрацию прав на указанные объекты недвижимого имущества;
- продлить до 1 марта 2022 года срок льготного предоставления членам садоводческих и огороднических товариществ земельных участков, предназначенных для ведения садоводства и огородничества (бесплатно и без проведения торгов);
- продлить до 1 марта 2022 года срок действия правила об определении субъектами Российской Федерации максимальных цен на межевание земельных участков;
- установить прямую обязанность для органов публичной власти провести все необходимые действия по формированию земельных участков, на которых размещены многоквартирные дома, в целях определения границ придомовых территорий.
Соглашаясь с необходимостью продления сроков действия мер, направленных на реализацию гражданами возможности по оформлению прав на жилые, дачные, садовые дома, иные объекты бытовой недвижимости (бани, гаражи), а также земельные участки, предназначенных для ведения садоводства и огородничества, в упрощенном порядке, поддерживая концепцию Законопроекта в целом, Комитет отмечает следующее.
Законом 340-ФЗ был установлен до 1 марта 2019 года переходный период, в рамках которого оформление прав на жилые дома и жилые строения осуществлялось в прежнем, упрощенном порядке. Следует признать, что далеко не всеми гражданами была реализована данная возможность. Анализ практики применения соответствующих положений Закона 340-ФЗ, в том числе многочисленных обращений граждан по вопросу продления сроков "дачной амнистии", показывает, что основными причинами, которые воспрепятствовали гражданам реализовать указанную возможность были, во-первых, низкая степень информированности граждан об изменениях действовавшего порядка регистрации, и, во-вторых, наложение интервала действия переходных норм на осенне-зимний период, когда значительная часть дачников отсутствует. Учитывая изложенное, Комитет полагает крайне важным решение вопроса о продлении срока действия упрощенного порядка регистрации прав на рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Значимым и затрагивающим интересы большого количества граждан, являющихся членами садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является предложение о продлении до 1 марта 2022 года срока действия правила о льготном предоставлении таким гражданам земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Положение рассматриваемого Законопроекта о возложении обязанности по информированию граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках, на землях, предназначенных для ИЖС, а также о процедуре оформления прав на указанные объекты на органы местного самоуправления Комитет полагает важной, но недостаточной мерой. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой сфере общественных отношений являются Минстрой России и Минэкономразвития России (в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 и от 05.06.2008 N 437). Для системного решения проблемы надлежащего информирования граждан Комитет полагает возможным рассмотреть вопрос о целесообразности осуществления такого информирования, в том числе и со стороны указанных органов исполнительной власти.
В целях обеспечения формирования земельных участков многоквартирных домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 года), Законопроектом предлагается установить прямую обязанность органов публичной власти проводить все необходимые действия по формированию земельного участка, конкретизировав их (работы по межеванию, обеспечение постановки земельного участка на государственный кадастровый учет). При этом предложено установить, что формирование земельных участков должно осуществляться независимо от обращения собственников помещений многоквартирных домов.
Поддерживая актуальность решаемой таким образом проблемы, следует отметить, что неисполнение данной обязанности со стороны органов публичной власти, как она сформулирована в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, обусловлено зачастую объективными обстоятельствами, в том числе связанными с нехваткой в бюджетах муниципальных образований финансирования на данные цели. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Эта норма, имевшая в свое время в виду интересы защиты жилых микрорайонов и кварталов от точечной застройки, по существу означает, что при необходимости образования земельного участка одного многоквартирного дома, муниципалитет должен профинансировать разработку и утвердить проект межевания микрорайона, квартала в целом. При этом в таком микрорайоне, квартале могут быть расположены объекты различного назначения, под которыми земельные участки могут быть как сформированными, так и не сформированными, могут иметь место пограничные споры, кадастровые ошибки, а также иные обстоятельства, существенно затрудняющие процесс разработки, прохождения публичных слушаний или обсуждений и утверждения проекта межевания территории.
Комитет полагает, что ужесточение требований к исполнению органами публичной власти обязанности по формированию земельных участков многоквартирных домов следует сопровождать обеспечивающими нормами, например, облегчающими процедуру формирования такого земельного участка, которую должен соблюсти сам орган публичной власти.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает проект федерального закона N 707989-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о "дачной амнистии"), внесенный депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.В. Пинским, В.И. Лысаковым и другими, с учетом вышеизложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.