Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 744049-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях устранения отдельных правовых пробелов и совершенствования обязательного социального страхования с учетом практики применения федеральных законов от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) и от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Законопроектом предлагается дополнить Закон N 125-ФЗ статьей 15.2, предусматривающей установление обязательности досудебного порядка урегулирования жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) решением о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно его размера, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию.
В практической деятельности Фонда зачастую после вынесения решения о назначении (отказе в назначении) обеспечения по страхованию застрахованным или лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, возникают ситуации, связанные с несогласием получателей с размером назначенных страховых выплат или отказом в их назначении. Как правило, в таких случаях получатели либо их законные или уполномоченные представители обращаются с исковыми требованиями непосредственно в органы судебной власти, минуя органы Фонда.
При этом у Фонда отсутствует возможность урегулирования возникающих споров в досудебном порядке, поскольку в Фонд и его территориальные органы соответствующие жалобы не поступают.
Так, в период с 2011 года по октябрь 2014 г. к территориальным органам Фонда массово предъявлялись судебные иски о перерасчете страховых выплат, назначенных пострадавшим на производстве и в связи с профессиональными заболеваниями. Общее количество исков за этот период составило 6023 иска, из них удовлетворены в полном объеме 2715 исков, удовлетворены частично 1446 исков, в 1247 случаях отказано в их рассмотрении. На основании вступивших в законную силу судебных актов за указанный период с Фонда взыскано 405,5 млн. рублей, в том числе 376,7 млн. рублей - на предоставление ежемесячных страховых выплат, 24,8 млн. рублей - на оплату судебных расходов, 3,9 млн. рублей - на предоставление единовременных страховых выплат.
Таким образом, большая часть исковых требований граждан удовлетворяется судами. Вместе с тем в случае наличия досудебного порядка урегулирования жалоб такие требования могли бы быть удовлетворены вышестоящими органами Фонда без обращения граждан в суд. Однако иски предъявлялись непосредственно в суд без предварительного обращения в Фонд по вопросу изменения размера выплат. При этом срок судебного разбирательства, включая Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, зачастую выходил за рамки одного года.
Кроме того, обращение граждан напрямую в суд по вопросу изменения размера выплат приводит к тому, что суд, рассматривая такое требование и вынося решение о конкретном размере полагающегося гражданину страхового обеспечения, по сути, подменяет собой Фонд, который должен предоставлять гражданину государственную услугу по назначению страхового обеспечения, а не рассматривает спор между гражданином и Фондом.
Мониторинг обращений граждан, поступающих непосредственно в Фонд (в 2018 году поступило 1346 обращений граждан по вопросам страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), свидетельствует о наличии жалоб на решения территориальных органов Фонда в части квалификации произошедших с работниками случаев повреждения здоровья. На основании запрашиваемых материалов расследования Фондом проводится анализ принятых территориальными органами Фонда решений и по его результатам направляются рекомендации о необходимости их пересмотра (порядка 30% от поступающих в Фонд жалоб по данному вопросу). Пересмотр территориальными органами Фонда принятых решений позволяет избежать в дальнейшем рассмотрения указанных споров в судебном порядке.
Таким образом, Фондом во внесудебном порядке решается в пользу граждан около 30% жалоб.
С учетом изложенного Фонд полагает, что предлагаемый законопроектом механизм досудебного обжалования позволит сократить количество обращений в суд, что, в свою очередь, значительно снизит нагрузку на судебные органы в целом. При этом оценочно от 30 до 50% от общего количества жалоб, поступивших к страховщику в порядке досудебного обжалования, могли бы быть разрешены положительно без последующего рассмотрения возникшего спора в суде.
Кроме того, предусмотренная законопроектом процедура досудебного урегулирования жалоб значительно упрощена по сравнению с аналогичной процедурой рассмотрения судебных споров. Так, рассмотрение жалобы вышестоящим органом страховщика предполагается в течение 10 рабочих дней. При необходимости истребования дополнительных документов данный срок составит не более 20 дней. В то же время рассмотрение дела в суде осуществляется в среднем около 2 месяцев, а с учетом обжалования может продолжаться и более длительное время.
В случае введения механизма урегулирования возникающих споров в досудебном порядке заявитель не будет нести никаких издержек, в том числе в части оплаты государственной пошлины, расходов на адвоката и так далее.
Досудебный порядок урегулирования жалоб, предлагаемый законопроектом, не лишая застрахованных, а также лиц, обратившихся за получением страховых выплат в случае смерти застрахованного, права на судебную защиту, устанавливает дополнительный механизм реализации внесудебных (досудебных) способов защиты их прав в сфере социального страхования, делая конституционные гарантии (право на обращение в государственные органы, право на защиту прав и свобод, право выбора гражданином способов защиты) реальными.
Приказом Минтруда России от 25 октября 2013 г. N 577н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти" предусмотрен досудебный (внесудебный) порядок обжалования заявителем решений и действий (бездействия) Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц.
Вместе с тем указанное досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) Фонда и его территориальных органов, а также их должностных лиц, осуществляемое в рамках предоставления государственной услуги, не затрагивает вопросов, непосредственно связанных с пересмотром назначенных страховых выплат.
В связи с тем, что в Законе N 125-ФЗ и Законе N 255-ФЗ не определен государственный орган, устанавливающий формы документов, которые используются территориальными органами Фонда при регистрации и снятии с учета страхователей - юридических лиц, законопроектом предлагается статью 6 Закона N 125-ФЗ и статью 2.3 Закона N 255-ФЗ дополнить нормой об установлении страховщиком форм таких документов.
В целях единообразного применения в Законе N 125-ФЗ и Законе N 255-ФЗ норм о сроках регистрации и снятия с учета страхователей - юридических лиц законопроектом предлагается внести изменение в пункт 1 части 1 статьи 2.3 Закона N 255-ФЗ, предусматривающее регистрацию (снятие с учета) таких страхователей одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также предлагается эту статью дополнить частью 4, предусматривающей установление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета лиц, приравненных к страхователям.
Для уменьшения административных барьеров при получении государственных услуг в рамках мероприятий, направленных на реализацию решений, принятых Правительственной комиссией по проведению административной реформы (протокол N 144 от 25 апреля 2017 г.), касающихся внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части исключения случаев истребования у граждан при обращении за государственными услугами справок о составе семьи и аналогичных документов, законопроектом предлагается из пункта 4 статьи 15 Закона N 125-ФЗ исключить норму о представлении при подаче заявления на получение обеспечения по страхованию документов, содержащих сведения о составе семьи умершего застрахованного лица. Также в пункт 4 статьи 15 Закона N 125-ФЗ предлагается внести изменение, предусматривающее предоставление возможности подачи такого заявления через портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в Закон N 125-ФЗ предусматривается внесение изменений в части исчисления сроков в отношениях, касающихся администрирования Фондом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поскольку в связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) возник пробел в правовом регулировании данного вопроса.
До внесения изменений в Закон N 125-ФЗ в части администрирования страховых взносов порядок их уплаты, порядок проведения проверок, предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов и другие вопросы регламентировались Законом N 212-ФЗ, в том числе статьей 4 Закона N 212-ФЗ был установлен порядок исчисления сроков, в соответствии с которым срок, определенный днями, исчислялся в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
В связи с этим уточнение законопроектом сроков, предусмотренных в Законе N 125-ФЗ, закрепляет ранее установленные процессуальные сроки, что обеспечит ясность и определенность при его применении.
В отдельных случаях сроки предлагается установить в календарных днях. В календарных днях предлагается определять срок представления в Фонд органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния, сведений о фактах государственной регистрации смерти застрахованных (в течение 10 календарных дней после регистрации этих фактов), поскольку данная норма должна корреспондироваться с положениями Федерального закона "Об актах гражданского состояния", согласно которым сроки исчисляются в календарных днях. Положение законопроекта об исчислении срока в календарных днях при принятии страховщиком решения о предоставлении страхователю отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов или об отказе в ее предоставлении (в течение 30 календарных дней со дня получения заявления страхователя о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) позволит оптимизировать для страхователя сроки осуществления данной процедуры.
Также в Закон N 125-ФЗ вносятся правки технического характера.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" потребуется принятие приказа Минтруда России "Об утверждении Порядка подачи и рассмотрения жалоб граждан о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации решением о назначении обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Необходимость принятия приказа обусловлена абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым порядок подачи и рассмотрения жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом страховщика решением о назначении обеспечения по страхованию, включая несогласие с установленным данным решением размером обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Фонд социального страхования Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 4 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.