Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745092-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N Пр-1067.
Президентом Российской Федерации поручено обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих определение деятельности по ведению электронной очереди в дошкольных образовательных организациях, включая прием и учет заявлений от граждан, как государственной (муниципальной) услуги, установление правового статуса системы электронной очереди и обязательных единых для исполнения функционально-технических требований к электронной очереди, а также создание прозрачного и доступного механизма информирования граждан об изменении места в электронной очереди и основаниях такого изменения.
Услуга по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), включена в сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации функционируют информационные системы, обеспечивающие предоставление указанной услуги в электронном виде (далее - "электронная очередь"). Непрерывное функционирование на федеральном уровне информационной системы, обеспечивающей ведение "электронной очереди", осуществляется с 1 апреля 2014 г. (далее - федеральная информационная система). Передача данных из указанных информационных систем субъектов Российской Федерации в федеральную информационную систему осуществляется в автоматическом режиме.
Информационные системы, действующие в субъектах Российской Федерации, многофункциональны. Они обеспечивают формирование и ведение "электронной очереди" для детей, чьи родители (законные представители) подали заявления о предоставлении мета их ребенку по достижении им определенного возраста. Кроме этого, такие информационные системы аккумулируют необходимые данные как о детях, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования (в том числе данные о детях, уже получающих дошкольное образование, о детях, нуждающихся в предоставлении места, сведения об обучении (необходимости обучения) детей по адаптированным образовательным программам дошкольного образования и (или) в создании специальных условий для организации обучения таких детей), а также об образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми.
В связи с этим в законопроекте используется объединяющее понятие "информационная система доступности дошкольного образования".
Законопроект направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере образования и предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Законопроект разработан в целях единого организационного и технического подхода к формированию и ведению указанных информационных систем.
Законопроектом предлагается дополнить статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", посвященную общим вопросам организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, положением о том, что прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется посредством распределения детей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с использованием региональных информационных систем, которые обеспечивают в том числе прозрачность очередности выделения мест для детей, нуждающихся в их получении, а также доступность механизма информирования родителей (законных представителей) детей о последовательности выделения таких мест и об основаниях изменений очередности.
Законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка формирования и ведения федеральной информационной системы и методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования (далее - региональные информационные системы) и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе для предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из них (далее - методические рекомендации).
Планируется, что методические рекомендации будут включать информацию о составе и источниках получения сведений, содержащихся в региональных информационных системах, порядке их представления, обработки, хранения и использования; порядке доступа к информации, содержащейся в указанных информационных системах; также о порядке предоставления родителям (законным представителям) детей сведений о результатах рассмотрения их заявлений на обеспечение дошкольным образованием и (или) на получение присмотра и ухода за детьми, последовательности выделения мест их детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка; порядке взаимодействия указанных информационных систем с единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций), региональными порталами государственных и муниципальных услуг (функций) и иными информационными системами.
В настоящее время порядок формирования и ведения региональных информационных систем устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом методических рекомендаций, согласованных в 2015 году Минобрнауки России, Минкомсвязью России и Минэкономразвития России.
Учитывая, что законопроект направлен на установление правового статуса уже функционирующих информационных систем, при подготовке методических рекомендаций будут учтены имеющиеся требования к введенным в эксплуатацию информационным системам, что обеспечит дальнейшую работу региональных информационных систем в штатном режиме, во избежание сбоев работы таких систем, а также не потребует дополнительного финансирования на их доработку.
Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень сведений, содержащихся и обрабатываемых в региональных информационных системах, необходимых для предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми.
В указанных целях законопроектом предусмотрена обработка персональных данных детей и их родителей (законных представителей) в региональных информационных системах.
В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для исполнения полномочий в том числе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем в случае несогласия родителя (законного представителя) ребенка представлять такие данные в информационной системе производится их обезличивание путем присваивания индивидуальных номеров, которые не являются персональными данными. В этом случае обработка персональных данных осуществляется на бумажных носителях.
При ведении персонифицированного учета в региональных информационных системах предлагается установить персональную ответственность лиц, виновных в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных.
Также законопроектом предлагается определить, кто является заказчиками, операторами, поставщиками и пользователями федеральной и региональных информационных систем.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят урегулировать проблему информированности родителей (законных представителей) о результатах рассмотрения заявлений на обеспечение дошкольным образованием и (или) на получение присмотра и ухода за детьми, последовательности выделения мест детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка, в том числе результатах распределения и приема детей на обучение в организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования и'(или) осуществляющие присмотр и уход за детьми. Это позволит повысить ответственность органов и организаций, уполномоченных вносить сведения в указанные информационные системы, обеспечит единообразие механизмов учета данных о детях, нуждающихся в получении места в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми.
Законопроект учитывает конституционный принцип самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как на органы государственной власти всех уровней возлагаются соответствующие публичные функции, содействующие реализации права граждан на образование, а использование региональных информационных систем на основе единых подходов, предусмотренных законопроектом, позволит обеспечить надлежащую работу механизма, направленного на снижение коррупционных рисков при приеме детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде во всех субъектах Российской Федерации, возможность записи в дошкольную образовательную организацию в электронном виде была обеспечена с 1 января 2014 г.
В настоящее время возможность свода сведений о детях дошкольного возраста осуществляется посредством регистрации заявлений родителей (законных представителей) о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в региональных информационных системах учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" (далее - законопроект) определяет правовой статус информационных систем субъектов Российской Федерации доступности дошкольного образования и федеральной информационной системы доступности дошкольного образования.
Формирование и ведение указанных информационных систем осуществляется в рамках текущей информатизации и имеющихся полномочий по обеспечению учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.
Учитывая, что законопроект направлен на установление правового статуса уже функционирующих информационных систем доступности дошкольного образования, принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных ассигнований соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части формирования и ведения информационных систем доступности дошкольного образования" потребует принятия:
1) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования и ведения федеральной информационной системы доступности дошкольного образования".
Цель, предмет и содержание правового регулирования: повышение эффективности системы управления дошкольным образованием в рамках сбора информации о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми путем создания федеральной информационной системы доступности дошкольного образования.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта.
Головной (ответственный) исполнитель - Минпросвещения России, соисполнители - Минкомсвязи России, Минэкономразвития России;
2) постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе предоставления родителям (законным представителям) сведений из них".
Цель, предмет и содержание правового регулирования: обеспечение единого подхода при функционировании государственных информационных систем субъектов Российской Федерации доступности дошкольного образования. В целях организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также присмотра и ухода за детьми на уровне субъекта Российской Федерации.
Срок подготовки - 4 месяца со дня принятия законопроекта.
Головной (ответственный) исполнитель - Минпросвещения России, соисполнители - Минкомсвязи России, Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.