Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745585-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Частью 2 статьи 13.15 "Злоупотребление свободой массовой информации" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. Этот запрет, в свою очередь, предусмотрен в статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В связи с тем, что данное в Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" понятие массовой информации (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) применяется для целей именно этого Закона, ответственность за злоупотребление свободой массовой информации (статья 13.15 КоАП РФ) применима лишь в части нарушения запретов в средствах массовой информации. Такие же участники процесса информационного обмена в современном Интернете, как владельцы новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов, не охватываются действиями вышеотмеченной нормы. Вместе с тем их влияние на большое количество пользователей трудно переоценить из-за широкого охвата аудитории и большого количества просмотров, сравнимое с количеством просмотров лент информационных агентств, телеканалов и других СМИ.
Законопроектом предлагается расширить требования к владельцам новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов и установить в статье 13.37 КоАП РФ административную ответственность по аналогии с частью 2 статьи 13.15 КоАП РФ.
Кроме того, поскольку статья 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" содержит запрет для владельцев новостных агрегаторов, аналогичный запрету, установленному в отношении владельцев аудиовизуального сервиса, проектом предлагается установить административную ответственность за распространение информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, также и на владельцев новостных агрегаторов.
Принятие рассматриваемого законопроекта направлено на активизацию превентивных мер административного воздействия, направленных на локализацию и нейтрализацию террористических и иных экстремистских проявлений, устранение потенциальных предпосылок их формирования.
Проект вносится с учетом положений статьи 1.1 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в виде отдельного проекта федерального закона, разработанного в рамках пакета законопроектов, включающего также проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающего запрет владельцам новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов распространять информацию об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.