Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745559-7 "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 1 статьи 10.4 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" владелец новостного агрегатора обязан не допускать использование новостного агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Аналогичный запрет установлен статьей 10.5 данного Федерального закона и для владельца аудиовизуального сервиса.
Вместе с тем в статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" установлен запрет на распространение в СМИ информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена. Однако в отношении владельцев новостных агрегаторов и аудиовиазульных сервисов аналогичная норма отсутствует. Между тем новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы являются важнейшими участниками процесса информационного обмена в современном интернете: из-за широкого охвата ими аудитории оказавшиеся на лентах популярных агрегаторов и сервисов новости, иные информационные материалы моментально набирают количество просмотров, сравнимое с количеством просмотров лент информационных агентств, телеканалов и других СМИ.
Законопроектом предлагается расширить требования к содержанию информационного контента новостных агрегаторов и аудиовиазульных сервисов по аналогии с требованиями к информации, распространяемой в СМИ, установив запрет владельцам новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов распространять информацию об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Отсутствие среди массовой аудитории новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов информации о том, что та или иная организация ликвидирована или запрещена по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", не позволяет пользователям получать достоверную и полную информацию, сформировать объективное мнение по тем или иным вопросам. Кроме того, отсутствие данного запрета в информационном поле сети "Интернет" создает благоприятную почву для неверной интерпретации событий, позиционирования запрещенных в России организаций в качестве легально действующих, формирует условия и возможности для дальнейшей пропаганды запрещенной идеологии, привлечения новых членов, в том числе попадающих под влияние указанных организаций по незнанию о незаконности их деятельности. Принятие рассматриваемого законопроекта также направлено на активизацию превентивных мер, направленных на локализацию и нейтрализацию террористических и иных экстремистских проявлений, устранение потенциальных предпосылок их формирования.
Рассматриваемый проект вносится с учетом положений статьи 1.1 Федерального закона "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в виде отдельного проекта федерального закона, разработанного в рамках пакета законопроектов, включающего также проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10.4 и 10.5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.