Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 745336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Законопроект) предусмотрено продление срока приостановления действия Федерального закона от 4 февраля 1999 г. N 21-ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора" (далее - Федеральный закон N 21-ФЗ) до 2022 года.
Согласно Федеральному закону от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г. Восстановление сбережений предусмотрено осуществлять путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием долгового рубля.
В соответствии с Федеральным законом от 6 июля 1996 г. N 87-ФЗ "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
Базовая стоимость необходимого социального набора установлена Федеральным законом N 21-ФЗ в сумме 464 рубля СССР.
Федеральные законы, предусматривающие перевод вкладов в целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания, не приняты.
При переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации объем средств, необходимый на их погашение, в 2019 году оценивается в сумме 43,82 трлн. рублей, в 2020 году - 45,4 трлн. рублей, в 2021 году - 47,22 трлн. рублей.
В связи с отсутствием источников финансового обеспечения и отсутствием законодательной области применения долгового рубля действие Федерального закона N 21-ФЗ приостанавливалось:
в 2003 году - Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год";
в 2004 году - Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год";
в 2005 году - Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год";
в 2006 году - Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год";
в 2007 году - Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год";
в 2008 году - Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
с 2009 по 2011 годы - Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. N 206-ФЗ "О приостановлении действия отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";
в 2012 году - Федеральным законом от 6 ноября 2011 г. N 301-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
с 2013 по 2015 годы - Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2013 и 2015 годов";
в 2016 году - Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 368-ФЗ "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 429-ФЗ "О приостановлении действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 388-ФЗ) действие Федерального закона N 21-ФЗ приостановлено до 1 января 2021 г.
Согласно настоящему проекту федерального закона признаются утратившими силу акты законодательства, которые приостанавливали действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора". Таким образом, положения указанного Федерального закона вступают в силу в том числе в части определения базовой стоимости необходимого социального набора, который установлен в сумме 464 рублей СССР.
Одновременно с этим настоящим проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", которым устанавливается, что Правительство в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано определить правила и порядок перевода и обслуживания сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г., в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием долгового рубля.
Одновременно с этим Федеральным законом устанавливается правило, согласно которому ежегодно из федерального бюджета Российской Федерации должны выделяться дополнительные бюджетные ассигнования в размере не менее 2.5 процентов от общей суммы целевых долговых обязательств Российской Федерации, возникших в связи с необходимостью компенсации сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР, размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Одновременно с этим необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации уже имеет предварительную оценку финансовых последствий перевода гарантированных сбережений граждан, определенных Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Указанная сумма оставляет в 2019 году - 43,82 трлн. рублей, в 2020 году - 45,4 трлн. рублей, в 2021 году - 47,22 трлн. рублей.
Финансовая оценка осуществлена исходя из общего объема гарантированных сбережений в сумме 345,54 млрд. рублей, размера единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2002 года 31,51 долгового рубля.
Настоящий проект федерального закона предполагает разработку в течение 30 дней со дня его вступления в силу следующих нормативных актов Правительства Российской Федерации:
1) Постановление Правительства Российской Федерации о приведении в соответствие с нормами проекта федерального закона постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации";
2) Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее правила и порядок перевода сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием долгового рубля.
Предусмотренные настоящим проектом федерального закона меры направлены на восстановление социальной справедливости в отношении граждан, имеющих финансовые требования к государству, возникшие уже более 28 лет назад и не исполненные в настоящий момент.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации"
Оценка финансовых последствий перевода гарантированных сбережений граждан, определенных Федеральным законом от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", в целевые долговые обязательства Российской Федерации составляет в 2019 году - 43,82 трлн. рублей, в 2020 году - 45,4 трлн. рублей, в 2021 году - 47,22 трлн. рублей.
Финансовая оценка осуществлена исходя из общего объема гарантированных сбережений в сумме 345,54 млрд. рублей, размера единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2002 года 31,51 долгового рубля
Исходя из представленных расчетов ежегодный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составит не более 1 135 000 000 000 рублей.
Источником финансирования указанных дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла ввиду реализации мер по стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления гарантий восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего Федерального закона Правительству Российской Федерации в течение 30 дней со дня вступления настоящего Федерального закона в силу:
1) Привести в соответствие настоящему Федеральному закону постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 "Об утверждении Положения о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации";
2) Разработать правила и порядок перевода сбережений граждан, помещенных на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 г., на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г., в целевые долговые обязательства Российской Федерации с использованием долгового рубля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.