Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 748476-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" разработан в целях согласования положений статьи 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) с положениями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) в части используемой терминологии и обеспечения правовой определенности норм права.
Статьей 15 Федерального закона N 77-ФЗ предусматриваются гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи и работающим исключительно в бюджетных учреждениях.
Федеральным законом N 83-ФЗ изменено правовое положение государственных, муниципальных учреждений, установлены типы государственных, муниципальных учреждений - государственные, муниципальные учреждения могут быть созданы бюджетными, автономными и казенными.
Поскольку действующим законодательством учредителю государственного учреждения предоставлено право самостоятельно избирать тип подведомственного ему учреждения, законопроектом предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 77-ФЗ, исключив из его текста указание на конкретный тип государственного учреждения (бюджетное учреждение). Это позволит предоставлять гарантии работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, с учетом действующей структуры подведомственности организаций федеральных органов исполнительной власти, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
До принятия Федерального закона N 83-ФЗ организации, оказывающие противотуберкулезную помощь, имели тип бюджетного учреждения. Всем работникам этих организаций, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, предоставлялись соответствующие социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Продолжительность рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенный размер оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аналогичный порядок предусматривается для работников, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, работающих с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, а также для лиц, оказывающих психиатрическую помощь.
Социальные гарантии работникам, участвующим в оказании вышеуказанных видов помощи, установлены на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" и от 06 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
Категории лиц, которым устанавливаются указанные гарантии, не изменились в связи с принятием Федерального закона N 83-ФЗ. Из анализа федерального законодательства, которым впоследствии вносились изменения в Федеральный закон N 77-ФЗ, также следует, что круг субъектов, имеющих право на социальные гарантии, не изменился.
В ряд федеральных законов были внесены изменения в связи со вступлением в силу Федерального закона N 83-ФЗ, которые касались исключения указаний на конкретный тип государственного учреждения, при этом круг получателей социальных гарантий не менялся (например, пункт 18 статьи 3 и пункт 14 статьи 9 Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан Российской Федерации").
Практика отдельных регионов Российской Федерации показывает, что социальные гарантии для медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, сохранились. Средства на социальные гарантии были предусмотрены в казенных туберкулезных диспансерах в таких регионах, как Чувашская Республика, Республика Мордовия, Белгородская и Омская области. Несмотря на то, что учреждения изменили свой правовой статус, в Курганской и Магаданской областях вышеуказанные категории медицинских и иных работников пользуются дополнительными социальными гарантиями. Также установлены стимулирующие выплаты работникам автономных организаций в Республике Татарстан.
На основании изложенного считаем, что принятие законопроекта не изменит финансовых обязательств государства перед указанными категориями граждан и, соответственно, не приведет к увеличению бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект рассмотрен в комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам социальной политики. Концепцию законопроекта комиссия поддерживает, одновременно отмечая, что предлагаемые изменения могут способствовать уточнению формулировок действующей редакции нормативных правовых актов и единству правоприменения, а также необходимость направления законопроекта на заключение в Правительство Российской Федерации перед его внесением в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
В заключении Правительства Российской Федерации от 06 июня 2019 г. N 4975п-П12 на законопроект отмечено, что реализация его положений может потребовать дополнительных расходов соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но, вместе с тем, Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект.
Принятие законопроекта обеспечит устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования и уточнение формулировок действующих редакций нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.