Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 748418-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" разработан с целью восполнения выпадающих доходов субъектов Российской Федерации в связи с принятыми изменениями федерального законодательства, направленными на перераспределение отдельных видов доходов, и предусматривает зачисление части доходов от акцизов на табачную продукцию в региональные бюджеты в зависимости от численности трудоспособного населения.
В последние годы принят ряд изменений федерального законодательства, существенно повлиявших на формирование доходного потенциала регионов, обеспечивающих неизменный рост поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Так, в связи с централизацией в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль существенно сократились доходы регионов, обеспечивающих рост налогового потенциала. При этом в 25 регионах в результате указанных изменений выпадающие доходы составили свыше 1,4% поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (по расчетам исходя из поступлений за 2017 год и с учетом сумм компенсаций, полученных в 2018 году), в том числе в Республике Башкортостан - 1,4% (2,3 млрд рублей).
Кроме того, с 2019 года из объектов налогообложения исключено движимое имущество, при этом предусмотрено восполнение выпадающих доходов субъектов Российской Федерации за счет изменения схемы распределения акцизов на крепкий алкоголь. Потери бюджетов регионов оцениваются от 0,6% до 5,2% налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по Республике Башкортостан - 1,9% (3,2 млрд рублей). При этом сведения об объемах компенсаций в виде доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь отсутствуют.
Действующая с 1 января 2018 года схема распределения акцизов на крепкий алкоголь значительно сократила бюджет тех территорий, где размещено производство алкогольной продукции. Предусмотренное в новой схеме распределения акцизов возмещение потерь бюджетов субъектов Российской Федерации на практике не восполняет выпадающие доходы отдельных регионов. Так, 15 регионов из 28, которым была предусмотрена компенсация в виде доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь, недополучили от 0,1% до 6,2% налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Например, в качестве компенсации бюджету Республики Башкортостан в 2018 году было предусмотрено 2,5 млрд рублей, при этом на 1 ноября 2018 года поступил 1 млрд рублей, общая сумма компенсации за 2018 год оценивается в сумме 1,2 млрд рублей. Таким образом, потери составляют 1,3 млрд рублей, или 0,8% налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта. При этом в 2021 году бюджету республики компенсация выпадающих доходов не предусмотрена.
В этой связи проектом федерального закона предлагается установить новую систему распределения табачных акцизов в бюджетную систему Российской Федерации, согласно которой 95% направляются в федеральный бюджет, 5% распределяются в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от численности трудоспособного населения (аналогично механизмам распределения акцизов на крепкий алкоголь и нефтепродукты - путем вторичного перераспределения).
Общая сумма акцизов, подлежащих распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с законопроектом оценивается в 2020 году в сумме 31,6 млрд рублей (согласно пояснительной записке к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" общие поступления табачных акцизов в федеральный бюджет в 2020 году планируются в сумме 632 млрд рублей).
Таким образом, выпадающие доходы федерального бюджета в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" оцениваются в сумме 31,6 млрд рублей.
Предлагается предусмотреть восполнение выпадающих доходов федерального бюджета за счет дальнейшей индексации ставок акцизов с 4%, уже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, до 12%. Так, в 2020 году согласно расчетам к пояснительной записке к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" дополнительные поступления табачных акцизов в федеральный бюджет от индексации ставок акцизов в среднем на 4% составляют 10,5 млрд рублей.
Таким образом, в случае принятия указанного порядка субъекты Российской Федерации получат табачных акцизов в сумме 31,6 млрд рублей, в расчете на 1 трудоспособного человека - 384,1 тыс. рублей. При этом дополнительные доходы бюджета Республики Башкортостан, исходя из удельного веса численности трудоспособного населения республики в Российской Федерации (2,7%, или 2,3 млн человек), составят 868,5 млн рублей, то есть выпадающие доходы бюджета Республики Башкортостан будут частично восполнены.
При этом отмечаем, что распределение табачных акцизов в зависимости от численности трудоспособного населения станет стимулом для субъектов Российской Федерации для повышения показателей эффективности деятельности региональных властей в части легализации оборота табачной продукции.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Выпадающие доходы федерального бюджета в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" оцениваются в сумме 31,6 млрд рублей.
Предлагается предусмотреть восполнение выпадающих доходов федерального бюджета за счет дальнейшей индексации ставок акцизов с 4%, уже предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, до 12%. По расчетам на 2019 год исходя из пояснительной записки к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" дополнительные доходы федерального бюджета за счет индексации ставок акцизов в среднем на 4% составляют свыше 10,5 млрд рублей.
Одновременно стимулирующий механизм, предусмотренный в новой схеме распределения табачных акцизов, должен оказать положительный эффект в виде увеличения продаж легальной табачной продукции.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменения в статью 193 Налогового кодекса Российской Федерации в части увеличения ставок по акцизам на табачную продукцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.