Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 749519-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в части расширения полномочий Счетной палаты Российской Федерации по представлению заключений о соответствии государственных программ Российской Федерации законодательству Российской Федерации о стратегическом планировании"
Досье на проект федерального закона
На сегодняшний день в Российской Федерации имеется тенденция к несоответствию утверждаемых государственных программ и программ социально-экономического развития Федеральному закону "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Согласно данным Счетной палаты Российской Федерации в 2017 году в целях анализа реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации проведено 43 контрольных и 38 экспертно-аналитических мероприятий. По их результатам 31 госпрограмма из 40 в той или иной степени не соответствовала документам стратегического планирования. Ввиду указанных обстоятельств Счетная Палата России направила 61 представление Счетной палаты, 116 информационных писем (в том числе 9 - Президенту Российской Федерации, 28 - в Правительство Российской Федерации) и 43 материала в правоохранительные органы.
Кроме того, в частности, был проведен мониторинг подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" в Министерстве экономического развития Российской Федерации". При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участие которых предусмотрено Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 823), Минэкономразвития России к работе не привлекались, что свидетельствует о низком качестве соответствия вышеуказанной стратегии целям стратегического развития в России.
Говоря о несоответствии разрабатываемых мер законодательству о стратегическом планировании, отсутствии синхронизации целей и показателей в стратегических и программных документа, также можно привести в пример стратегию развития финансового рынка и её соотношение с фактическими показателями и, что более важно, с принятой еще в 2008 году концепцией социально-экономического развития до 2020 года, действующей по сей день. Указанный документ ставил различные задачи, в том числе задачу улучшения доступа предприятий к долгосрочным финансовым ресурсам, адаптации финансовых институтов к потребностям инновационной экономики и другие, тоже направленные на обеспечение высокой инвестиционной активности и финансовой поддержки инновационной деятельности. Все эти задачи не достигнуты и остаются актуальными сегодня. Одновременно с этим вышеуказанная стратегия развития финансового рынка абсолютно не соотносится с концепцией социально-экономического развития до 2020 года, ставит совершенно иные цели и задачи, и, более того, она не включена в федеральный государственный реестр документов стратегического планирования.
Представленные в вышеуказанной таблице данные, в частности, свидетельствуют о том, что целевые показатели стратегии до 2020 года не соотносятся с поставленными в ней задачами и не отражают степень их решения. Кроме того, ни один целевой показатель документов по развитию финансового рынка не соответствует целевым показателям стратегии до 2020 года. Одновременно с этим имеется ряд существенных пробелов в вопросе разграничения полномочий по реализации стратегического планирования в частности, в финансовой сфере, одним из которых, к примеру, является отсутствие закрепленных функций Банка России в сфере стратегического планирования.
В целом на более подробном разборе примера финансового рынка можно сделать вывод о том, что в настоящий момент в России не сформирована целостная и комплексная система стратегического планирования развития и обеспечения стабильности в той или иной сфере.
Представляется, что система стратегического планирования требует серьезного совершенствования. Реализацию указанных мер необходимо разрешать поэтапно, придя в конечном счете к согласованности стратегических документов между собой, соответствия между поставленными в них целями и показателями реализуемым мерам для достижения этих целей.
Настоящий проект федерального закона направлен на соответствие ключевых документов бюджетного планирования на три календарных года - государственных программ Российской Федерации, законодательству о стратегическом планировании. В этих целях предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О счетной палате Российской Федерации" положениями, предусматривающими, что государственные программы Российской Федерации, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы Российской Федерации не могут быть утверждены без наличия положительного заключения Счетной палаты Российской Федерации об их соответствии Федеральному закону "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Таким образом, Счетная палата Российской Федерации в указанном случае будет выполнять функции парламентского контроля в части обеспечения соблюдения законодательства о стратегическом планировании при утверждении государственных программ Российской Федерации, что будет является первичной, но крайне существенной мерой, направленной на стратегическое развитие Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в части расширения полномочий Счетной палаты Российской Федерации по представлению заключений о соответствии государственных программ Российской Федерации законодательству Российской Федерации о стратегическом планировании"
Принятие настоящего проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" в части расширения полномочий Счетной палаты Российской Федерации по представлению заключений о соответствии государственных программ Российской Федерации законодательству Российской Федерации о стратегическом планировании"
В связи с принятием проекта настоящего федерального закона не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.