Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 749570-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" направлен на устранения недостатков действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения несовершеннолетним гражданства Российской Федерации, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации.
На практике существуют ситуации, когда в браке между иностранным гражданином (гражданкой) и гражданкой (гражданином) Российской Федерации согласия о приобретении несовершеннолетним гражданства Российской Федерации достичь не удается. При получении согласия для приобретения гражданства Российской Федерации от супруги (супруга) иногда возникают проблемы, вследствие чего многие матери вынуждены тайно вывозить детей на территорию Российской Федерации и подавать заявление о принятии в гражданство Российской Федерации, так как при проживании на территории Российской Федерации согласие другого родителя не требуется. Также существуют ситуации, когда местоположение второго родителя определить невозможно, следовательно, ребенок, проживающий на территории иностранного государства, без согласия второго родителя получить гражданство Российской Федерации не может.
Так, в соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка "один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства". Следовательно, ребенок, если один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, рожденный на территории Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, а также в случае, если он родился на территории иностранного государства и станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению. Принятие данного законопроекта будет разумным продолжением логики данной нормы.
В существующей редакции статьи 14 вышеупомянутого Федерального закона можно просмотреть дискриминацию по месту жительства, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. Действующая норма предусматривает, что при проживании ребенка за пределами Российской Федерации ребенок теряет право получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, однако при проживании на территории Российской Федерации ребенок данным правом обладает. Данный законопроект позволит изменить дискриминационные положения данной нормы.
Предлагаемая законопроектом концепция позволит избежать конфликтов при получении гражданства ребенку, которые могут перерастать в межнациональные конфликты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.