Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 751548-7 "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователями для неработающих граждан, в том числе трудоспособного возраста, являются уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В соответствии со статьями 26, 49 Федерального закона и пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2018 года N 1337, численность неработающего населения в целях уплаты страховых вносов определяется на основе данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования и равна количеству лиц, застрахованных в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января текущего года и учтенных как неработающие.
Пунктом 4 части 2 статьи 16 Федерального закона предусматривается, что застрахованное лицо обязано осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
Как правило, обязательное медицинские страхование осуществляют страховые медицинские организации, имеющие сеть филиалов в разных субъектах Российской Федерации (АО "МАКС-М" осуществляет деятельность в 24 регионах России, ООО ВТБ МС осуществляет свою деятельность в 33 регионах, ООО "Капитал МС" представлена на территории 42 субъектов Российской Федерации и т.д.). В таких условиях, действующая норма Федерального закона, предполагающая обязанность застрахованного лица осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства только при условии отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, противоречит принципам персонифицированного учета застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации - выбывший на новое место жительства гражданин, продолжает числиться в системе персонифицированного учета субъекта Российской Федерации по прежнему месту жительства.
Кроме того, неисполнение застрахованными лицами, в том числе неработающими, трудоспособного возраста установленной обязанности по выбору новой страховой медицинской организации по новому месту жительства возлагает на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации бремя уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование граждан, которые на территории субъекта Российской Федерации не проживают, а на территориальный фонд обязательного медицинского страхования по месту страхования гражданина возлагается обязанность по оплате медицинской помощи, оказанной гражданину по его новому месту жительства.
Таким образом, субъект Российской Федерации несет двойную потерю финансовых средств на граждан, не проживающих на его территории: в виде уплаты страховых взносов и оплаты медицинской помощи, оказанной по новому месту жительства. При этом механизм контроля за исполнением застрахованными лицами данной обязанности, а также порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства законодательно не установлены.
В целях обеспечения персонифицированного учета застрахованных граждан, а также соблюдения принципа адресности и рационального использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования разработан настоящий проект федерального закона.
Предлагаемые законопроектом изменения устанавливают порядок учета застрахованных лиц при смене места жительства в целях актуализации данных персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования в едином регистре застрахованных лиц и предусматривают механизм распределения данных лиц в страховые медицинские организации для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
Председатель |
А.А. Анохин |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 16 и 49 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" внесение изменений, принятие, приостановление или признание утратившими силу актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.