Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 751335-7 "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей и инвалидов, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесен для усиления социальной направленности системы стандартных налоговых вычетов, предоставляемых работающим родителям, имеющих несовершеннолетних детей, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране.
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода, распространяемого на каждого родителя, супруга (супругой) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, установленный в подпункте 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации, законопроектом предлагается повысить в следующих размерах:
с 1 400 рублей до 2 500 рублей - на первого ребенка;
с 1 400 рублей до 2 500 рублей - на второго ребенка;
с 3 000 рублей до 4 500- на третьего и каждого последующего ребенка;
с 12 000 рублей до 12 500 - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является, инвалидом I или II группы.
Также налоговые вычеты за каждый месяц налогового периода, распространяющиеся на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, предлагается повысить в следующих размерах:
с 1 400 рублей до 2 500 рублей - на первого ребенка;
с 1 400 рублей до 2 500 рублей - на второго ребенка;
с 3 000 рублей до 4 500 - на третьего и каждого последующего ребенка;
с 6 000 рублей до 8 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Также в абзаце шестнадцатом и семнадцатом подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса предлагается повысить уровень доходов работающих граждан, имеющих детей, с 350000 рублей до 400 000 рублей, при превышении которой налоговый вычет не применяется.
Пятый год продолжается падение уровня жизни в стране. Наиболее сильно этот финансово-экономический кризис сказывается на семьях, в составе которых имеются малолетних дети, инвалиды с детства, учащиеся различных образовательных организаций в возрасте до 24 лет.
За прошедшие 5 лет реальная инфляция и повышение цен на товары и услуги составили более 90 процентов, по некоторым услугам и товарам почти в 1,5 раза. Законопроектом предлагается повысить уровень государственной поддержки семьям с детьми за счет увеличения размеров налогового вычета в вышеуказанных размерах. Объем предоставляемых налоговых вычетов нуждающимся семьям с детьми в 2020 году может составить более 30,68 млрд. рублей.
Принятие данного законопроекта "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" безусловно будет содействовать реализации национального проекта по снижению бедности в стране в два раза, принятого во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7.05.2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в том числе снижению уровня бедности семьях, в составе которых имеются несовершеннолетние дети, инвалиды с детства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей и инвалидов, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране)
Согласно статье 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов применительно к доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов по налогу с доходов физических лиц (НДФЛ), установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса.
Проект федерального, закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса. Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых работающим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране) внесен в целях усиления социальной направленности системы стандартных налоговых вычетов путем ее структурной оптимизации в целях реализации национального проекта по снижению уровня бедности в стране в два раза до 2024 года, принятого в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года ".
В целях обеспечения адресного подхода к социальной поддержке малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми проектом закона предлагается увеличить размеры стандартного налогового вычета для работающих налогоплательщиков, на обеспечении которого находятся дети, и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя; для каждого ребенка налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями этих несовершеннолетних детей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Кодекса начиная с 2016 года налоговый вычет в размере 1400 рублей за каждый месяц налогового периода производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 350 000 рублей.
По данным Росстата, численность экономически активного населения в 2017 году составила 76,1 млн. человек, или более 51,8% от общей численности населения страны, в их числе 72,1 млн. человек, или 94,7% экономически активного населения были заняты в экономике и 3,9 млн. человек (5,2%) не имели занятия.
В общей численности занятого населения в 2017 году среднегодовая численность занятого населения из числа основных работников (без учета совместителей) организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составила 44,29 млн. человек. Примерно 7 млн. чел. было занято по найму у индивидуальных предпринимателей и на малых предприятиях. Таким образом, численность постоянных работников, работавших по найму, составляла 51,29 млн. человек или 58,1% от экономически активного населения в стране. С учетом возрастного фактора доля работников, получающих вычет на детей, оценивается в 60% указанной численности работавших по найму.
По данным о выполнении Государственной программы по оказанию социальной помощи семьям с детьми на 1.01.2017 года в структуре численности населения России дети до 18 лет составляли 29,57 млн. человек, а по всем формам очного обучения в Российской Федерации обучалось около 5,0 млн. учащихся, студентов, курсантов, аспирантов и ординаторов.
С учетом вышеприведенных статистических данных максимальная расчетная сумма, на которую может сократиться поступление НДФЛ в бюджеты субъектов Российской Федерации в случае увеличения стандартного налогового вычета на детей, составит 30,68 млрд. рублей, что подтверждается нижеприведенным расчетом:
1) 29,57 + 5,0 = 34,57 (млн. человек) - численность детей в возрасте до 18 лет и учащихся в возрасте до 24 лет, обучающихся по всем формам очного обучения в Российской Федерации;
2) 34,57 - 0,7 = 33,87 (млн. человек) - численность детей в возрасте до 18 лет и учащихся в возрасте до 24 лет за минусом детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
3) 33,87 х 2 х 12 = 812,88 (млн.) - максимально возможное количество стандартных налоговых вычетов на детей при условии, что каждый из двух родителей ежемесячно в течение года ими воспользуется;
4) 812,88 х 0,8 = 650,34 (млн.) - максимально возможное количество стандартных налоговых вычетов на детей, скорректированное с учетом законодательно установленного ограничителя в размере 400 тысяч рублей, по достижении которого налоговый вычет не применяется;
5) 1100 руб. х 650,34 млн. = 715,334 (млрд. рублей) - максимальная сумма совокупного налогового вычета, уменьшающая налоговую базу по налогу на доходы физических лиц;
6) 715,33 х 0,58 х 0,6 = 236,06 (млрд. рублей) - сумма совокупного налогового вычета, скорректированная с учетом уровня безработицы и доли штатных сотрудников, работающих по найму (55%), а также удельного веса сотрудников, имеющих детей соответствующего возраста (60%);
7) 236,06 х 0,13 = 30,68 (млрд. рублей) максимальная расчетная сумма, на которую сократится поступление НДФЛ в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Предлагаемое законопроектом увеличение налогового вычета на детей - с 1 400 рублей до 2 500 рублей производится за счет налоговых средств - НДФЛ, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Возникающее в связи с повышением размеров налоговых вычетов, изложенных в законопроекте, сокращение доходов по НДФЛ в бюджетах Российской Федерации будет учитываться как реальное участие регионов в реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части национального проекта по снижению бедности населения страны в два раза, в том числе по снижению бедности среди семей с детьми.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей и инвалидов, в целях реализации национального проекта до снижению в два раза уровня бедности в стране) при его реализации не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В случаях, недостаточности средств от повышения налоговых вычетов, предоставляемых работающим родителям, имеющим несовершеннолетних детей, в действующем законодательстве предусмотрена доплата до достижения величины прожиточного минимума, установленного в среднем по стране, за счет субсидий из федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей и инвалидов, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размеров налоговых вычетов, предоставляемых семьям, имеющим в своем составе несовершеннолетних детей инвалидов, в целях реализации национального проекта по снижению в два раза уровня бедности в стране) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.