Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 751070-7 "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования уголовно-правового запрета, призванного обеспечить создание необходимых условий для принятия органом предварительного расследования по сообщению о преступлении законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в часть первую статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно названному федеральному закону дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа получили право при проведении проверки по сообщению о преступлении назначать экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок.
Возбуждение уголовного дела в целом ряде случаев напрямую обусловлено результатами экспертных исследований. Так, выводы экспертизы имеют определяющее значение для правильного разрешения сообщений о незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ, взрывчатых веществ, огнестрельного оружия и боеприпасов. Согласно статистическим данным за 2017 год и первое полугодие 2018 года зарегистрировано около 700 тысяч таких сообщений. Экспертиза позволяет установить наличие признаков насильственной смерти при обнаружении трупа, признаков ряда экономических преступлений.
При проведении проверки по сообщению о преступлении заведомо ложное заключение или показания эксперта, заведомо ложные показания специалиста имеют не меньшую общественную опасность, чем при расследовании или судебном рассмотрении уголовного дела, поскольку создают условия как для необоснованного уголовного преследования невиновных, так и незаконного отказа в возбуждении уголовного дела, нарушая право потерпевшего на доступ к правосудию.
Однако уголовная ответственность указанных лиц за такие деяния Уголовным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации" устраняет этот пробел правового регулирования, усиливает защиту охраняемых личных и публичных интересов от возможных злоупотреблений со стороны экспертов и специалистов, познания которых используются при установлении данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 307 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.