Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2019 года, на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в закон о федеральном бюджете только в части показателей, утвержденных на 2019 год, показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются.
Одновременно с законопроектом внесен уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и уточненный прогноз на 2020 - 2021 гг.
Внешние условия, положенные в основу корректировки федерального бюджета, достаточно благоприятны. Текущие высокие цены на нефть (71,7 долл. США за баррель в апреле 2019 г.) обусловлены преимущественно сокращением добычи нефти в рамках соглашения между странами ОПЕК+ о снижении добычи. При этом существуют предпосылки к снижению цены на нефть к концу 2019 года с учетом снятия указанного ограничения во втором полугодии и ввода США дополнительных мощностей для транспортировки сланцевой нефти, в связи с чем прогнозная цена на нефть в проекте бюджета сохранена без изменений на уровне 63,4 долл. США за баррель.
Динамика сырьевого рынка позитивно отразилась на валютном курсе: в среднем за период с начала года он составил 65,8 рублей за доллар США. Укреплению рубля способствовали также рекордные объемы операций по продаже ОФЗ нерезидентам в январе-марте 2019 г.. С учетом возобновления Банком России регулярной покупки иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках "бюджетного правила" (17,4 млрд долларов США) среднегодовой курс национальной валюты в 2019 году оценивается на уровне 65,1 руб. за доллар США против 63,9 руб. за доллар США, учтенных при формировании закона о федеральном бюджете.
На фоне стабильной макроэкономической обстановки внутренние условия экономического роста демонстрируют сдержанную динамику. Рост экономической активности замедлился в январе-марте 2019 года до 0,8% г/г, что стало ожидаемой реакцией на повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% с начала года и другие налоговые изменения. В условиях низких темпов роста инвестиций в основной капитал и потребительского спроса прогноз роста ВВП по итогам 2019 года остался без изменений (1,3%), что почти вдвое ниже показателя прошлого года (2,3%) и существенно отстает от скорректированных на 2019 год темпов мирового экономического роста (3,3%).
Основной вклад в прирост ВВП внесли промышленное производство (0,6%) и транспортно-логистический комплекс (0,2%).
Оперативные индикаторы инвестиционного спроса (объем строительных работ, импорт инвестиционных товаров из стран дальнего зарубежья и другие) свидетельствуют о текущем замедлении динамики капиталовложений в основные средства. Это обусловлено адаптацией экономических агентов к повышению фискальной нагрузки и временным ростом уровня процентных ставок в экономике, связанным с ужесточением денежно-кредитной политики Банком России. Несмотря на разрабатываемые Правительством меры инвестиции в основной капитал прогнозируются на уровне прошлого года (17 595 млрд рублей), что ниже первоначального прогноза на 1 трлн рублей.
Снижен прогноз по обороту розничной торговли с 1,7% до 1,6% в связи с ситуацией на рынке труда и снижением доходов населения. Динамика реальных заработных плат пересмотрена в сторону снижения до 1,1% по итогам 2019 года против 1,4%, изначально заложенных в закон о бюджете.
В первом квартале текущего года наблюдалось ускорение инфляции, обусловленное повышением ставки НДС, в марте инфляция достигла пика (5,3% г/г). При этом темпы роста оказались ниже ожидаемых в силу сдержанного потребительского спроса, решения Банка России о повышении ключевой ставки во втором полугодии прошлого года на 0,5 п.п., а также валютных интервенций Банка России, что стало сдерживающими факторами для разгона инфляции. По итогам года Правительство ожидает возвращение роста цен в прогнозируемые границы без корректировки (4,3%), что в большей степени является результатом усилий Банка России, а не показателем стабильности в экономике.
Комитет отмечает, что уровень сбережений и инвестиций для нашей страны по-пежнему является ключевым фактором экономического роста. Сжатие спроса в отсутствии роста реальных располагаемых доходов ограничивает предпринимательскую активность, о чем свидетельствует нарастающая динамика количества предприятий и организаций, прекративших свою деятельность, а также занятости в теневом секторе.
В условиях инерционного развития экономики требуется существенное повышение эффективности компенсирующих и стимулирующих факторов производства, структурных преобразований.
Внешняя торговля также характеризуется слабой динамикой, сокращением торгового товарооборота на фоне жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики, а также эскалации международных торговых противоречий и волатильности финансовых рынков. Доля нефтегазового экспорта традиционно высока и составляет 54,7% в денежном выражении.
Изменение основных макроэкономических показателей на 2019 год представлено в таблице.
Таблица
Показатели |
2018 год |
2019 год |
||
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Уточненная оценка |
Отклонение |
||
Цены на нефть Urals, долл./барр. |
70,0 |
63,4 |
63,4 |
0,0 |
Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл. США/тыс. куб. м |
222,8 |
211,5 |
226,7 |
15,2 |
ВВП, млрд. руб. |
103 876 |
105 820 |
109 086 |
3 266 |
Рост ВВП, % |
2,3 |
1,3 |
1,3 |
0,0 |
Инвестиции, млрд. руб. |
17 595 |
18 671 |
17 595 |
-1 076 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
238,5 |
261 |
247,5 |
-13,5 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
449,6 |
440,2 |
444,3 |
4,1 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. |
26 183 |
24 148 |
28 303 |
4 155 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
0,0 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
62,5 |
63,9 |
65,1 |
1,2 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
22 929 |
24 208 |
24 353 |
145 |
Объем экспорта нефти, млн. тонн |
260,2 |
257,7 |
260,7 |
3,0 |
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. |
220,6 |
209,9 |
209,9 |
0,0 |
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн |
150,1 |
152 |
150,0 |
-2,0 |
Объем добычи нефти, млн. тонн |
555,7 |
557 |
558,0 |
1,0 |
Объем добычи газа, млрд. куб. м. |
727,6 |
710,2 |
715,2 |
5,0 |
Итоги социально-экономического развития в первом квартале 2019 года и уточненный прогноз на 2019 - 2021 гг. подтверждают вывод о наличии серьезных внутренних проблем в российской экономике, с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты, что существенно ограничивает их инвестиционные возможности и деловую активность.
При стабильном уровне цен на нефть и сдерживании бюджетных расходов в рамках бюджетного правила сохраняется высокая неопределенность по переходу темпов экономического роста в положительную область. На фоне текущих показателей достаточно оптимистично выглядят уточненные показатели среднесрочного прогноза до 2021 года, предусматривающие темп прироста ВВП до 3,1% к 2021 году, объема инвестиций на уровне 7% к 2020 году, денежных доходов населения 2,2% и др.
Изменение основных характеристик федерального бюджета на 2019 год представлено в таблице.
млрд. рублей | ||||
Показатель |
2018 год (исполнение) |
2019 год |
||
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Отклонение |
|||
Доходы, всего |
19 454,8 |
19 969,3 |
20 174.9 |
+205,6 |
из них: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
9 017,7 |
8 298,2 |
8 239,5 |
-58,7 |
Ненефтегазовые доходы |
10 437,1 |
11 671,1 |
11 935,5 |
+264,4 |
Расходы, всего |
16 713,0 |
18 037,2 |
18 293,7 |
+256,5 |
Профицит (+) |
+2 741,8 |
+1 932,1 |
+1 881,2 |
- 50,9 |
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов на 205,6 млрд. рублей, общего объема расходов на 256,5 млрд. рублей, снижения профицита на 50,9 млрд рублей.
Оценка поступления нефтегазовых доходов в 2019 году снижена относительно первоначального прогноза на 58,7 млрд. рублей в связи с корректировкой прогнозных объемов добычи и экспорта углеводородного сырья и нефтепродуктов, а также с учетом существенного снижения цены на нефть в конце 2018 года.
Прирост ненефтегазовых доходов на 264,3 млрд. рублей выше прогнозного обусловлен поступлением НДС (+129,6 млрд.рублей), налога на прибыль организаций (+165,6 млрд рублей, в результате роста прибыли прибыльных организаций, преимущественно в секторах нефтедобычи, нефтеперераборки и металлургии), доходов, связанных с импортом (на фоне роста стоимостных объемов в рублевом выражении).
Одновременно ожидается снижение на 144,4 млрд рублей поступлений доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, и дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в связи с корректировкой чистой прибыли организаций за 2018 год по фактическим данным опубликованной финансовой отчетности.
Комитет отмечает, что существенных изменений в структуре доходов федерального бюджета внесенный законопроект не предусматривает, имея целью корректировку объемов поступлений в связи с предварительными итогами исполнения бюджета, изменением валютного курса и цены на нефть.
В связи с сокращением нефтегазовых поступлений скорректирован размер профицита с 1,9 до 1,8 трлн рублей (- 50,9 млрд рублей). При этом с учетом изменений сводной бюджетной росписи, ожидается исполнение федерального бюджета на 2019 год с профицитом в размере 1,1 трлн рублей за счет направления из источников внутреннего финансирования 761,1 млрд рублей (в том числе 436,9 млрд рублей Фонд развития) на расходную часть бюджета без внесения изменений в закон в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса.
При этом Комитет обращает внимание, что порядок финансового обеспечения мероприятий за счет Фонда развития по состоянию на 1 мая 2019 года не утвержден. Расходы федерального бюджета, финансирование которых предусмотрено за счет средств Фонда развития, не классифицированы, мониторинг и контроль использования данных средств не осуществляется.
Комитет отмечает, что в последние годы наблюдается значительное перераспределение средств федерального бюджета в ходе его исполнения путем изменения сводной бюджетной росписи, проводимых без внесения изменений в закон о федеральном бюджете: так, по данным Счетной палаты, в 2018 году оно увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2017 годом, достигнув 3 трлн рублей.
Профицитность федерального бюджета после направления 3,17 трлн рублей нефтегазовых поступлений свыше цены отсечения (41,6 долларов за баррель) в ФНБ достигается преимущественно путем размещения государственных ценных бумаг в объеме 2,28 трлн рублей. Использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета не предусмотрено.
Объем ФНБ на конец 2019 года составит 8,4 трлн. рублей (или 8,1% к ВВП), использование средств составит 4,7 млрд рублей (софинансирование добровольных пенсионных накоплений).
В связи со сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой на международном рынке капитала планируется увеличить на 56,6 млрд. рублей объем размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте (248,3 млрд рублей). В том же размере увеличивается объем предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов (до 293 млрд рублей).
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2020 года прогнозируется на уровне 15,5 трлн рублей или 14,2% ВВП.
Комитет отмечает, что резервирование значительных ресурсов с одновременным наращиванием долговых обязательств в целях финансирования расходов является еще одним фактором, сдерживающим рост экономики.
В соответствии с действующим бюджетным правилом увеличение общего объема расходов федерального бюджета не может превышать суммы увеличения объема доходов федерального бюджета и общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно.
В этой связи законопроектом предусматривается увеличение в 2019 году общего объема расходов федерального бюджета на 256,4 млрд. рублей (с 18,1 до 18,3 трлн рублей) за счет соответствующего увеличения поступления ненефтегазовых доходов.
Кроме того, в рамках изменений сводной бюджетной росписи, как было указано выше, расходная часть увеличена дополнительно на 761,1 млрд рублей (из них 534,5 млрд рублей - на финансирование госпрограмм).
Предлагаемые изменения несущественно изменили структуру расходов федерального бюджета в разрезе разделов классификации расходов бюджетов. Наибольшее увеличение предусмотрено по расходам на судебную систему (+27,5 млрд рублей), обеспечение финансовых, налоговых и таможенных органов (+76 млрд рублей), резервные фонды (+188 млрд рублей), вооруженные силы (+155,5 млрд рублей), транспорт (+70 млрд рублей), дорожное хозяйство (+52,4 млрд рублей), ЖКХ (+64 млрд рублей), образование (+36,6 млрд рублей), амбулаторную помощь (+37,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (+83 млрд рублей).
Основное сокращение расходов предусмотрено в рамках социального обеспечения населения (- 32 млрд рублей) и пенсионного обеспечения (-14,2 млрд рублей в связи с ростом доходов бюджета Пенсионного фонда), а также по расходам на обслуживание государственного долга (-33 млрд рублей).
В рамках реализации национальных проектов исполнение идет темпами более низкими, чем общее исполнение расходов, что обусловлено задержками в формировании полноценного нормативно-правового регулирования, что создает риски принятия недостаточно обоснованных или несвоевременных решений, в том числе и в ходе реализации национальных проектов. Более 77% ожидаемых результатов реализации национальных проектов запланированы на четвертые кварталы, в связи с чем проведение регулярного мониторинга в течение года затруднено. Одной из причин низкого темпа освоения бюджетных средств является также длительность процедур.
Вместе с тем законопроектом предлагается увеличить на 40,6 млрд рублей объем финансирования мероприятий в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и направить на взнос в уставный капитал ОАО "РЖД" за счет целевой субсидии из бюджета города Москвы в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов.
В рамках непрограммной части бюджета значительные ресурсы предусматриваются на оплату имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов в размере 16 млрд рублей и взноса в уставный капитал акционерного общества "ДОМ.РФ" в целях докапитализации акционерного общества "Банк ДОМ.РФ" для осуществления мероприятий по финансированию завершения строительства объектов незавершенного строительства - многоквартирных домов.
Объем финансирования госпрограмм предлагается увеличить на 206,6 млрд рублей (и дополнительно 534,5 млрд рублей за счет сводной бюджетной росписи).
Изменение расходов федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации, ответственным за рассмотрение которых является Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, представлено в таблице.
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
ГП |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Справочно: Кассовое исполнение на 1 мая 2019 года |
ВСЕГО |
|
13 501 966,0 |
206 677,9 |
13 708 643,9 |
4 351 860,0 |
из них: |
|
|
|
|
|
Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
15 |
144 883,8 |
386,2 |
145 270,0 |
35 188,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" |
16 |
313 312,2 |
17 178,6 |
330 490,8 |
112 883,6 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности" |
17 |
59 929,6 |
|
59 929,6 |
11 924,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" |
18 |
8 907,9 |
|
8 907,9 |
2 229,7 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности" |
19 |
9 910,1 |
|
9 910,1 |
297,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
20 |
11 354,4 |
90,0 |
11 444,4 |
1 280,2 |
Государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России" |
21 |
195 149,9 |
-5 327,8 |
189 822,1 |
26 013,0 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (соисполнение) |
22 |
71 093,4 |
-4 874,2 |
66 219,3 |
10 295,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" |
27 |
80 786,5 |
-36,9 |
80 749,6 |
20 919,1 |
Государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (соисполнение) |
38 |
15 811,4 |
-25,8 |
15 785,6 |
4 068,3 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса" |
44 |
5 949,2 |
|
5 949,2 |
87,7 |
Государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Экономическое развитие и инновационная экономика" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
144 883,8 |
386,2 |
145 270,0 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Инвестиционный климат" |
3 258,3 |
100,0 |
3 358,3 |
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства" |
53 202,3 |
|
53 202,3 |
Подпрограмма "Государственная регистрация прав, кадастр и картография" |
33 674,6 |
|
33 674,6 |
Подпрограмма "Совершенствование системы государственного управления" |
900,9 |
-4,2 |
896,6 |
Подпрограмма "Стимулирование инноваций" |
16 205,7 |
|
16 205,7 |
Подпрограмма "Развитие антимонопольного и тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля" |
3 188,1 |
5,2 |
3 193,2 |
Подпрограмма "Управленческие кадры" |
1 178,0 |
|
1 178,0 |
Подпрограмма "Совершенствование системы государственного стратегического управления" |
1 069,1 |
|
1 069,1 |
Подпрограмма "Официальная статистика" |
17 735,3 |
285,2 |
18 020,6 |
Подпрограмма "Создание и развитие инновационного центра "Сколково" |
11 935,9 |
|
11 935,9 |
Федеральная целевая программа "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2020 годы)" |
2 473,6 |
|
2 473,6 |
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" |
62,0 |
|
62,0 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 386,2 млн. рублей и составляет 145 270,0 млн. рублей. Изменение сводной бюджетной росписи составит 15 млрд рублей дополнительно. Кассовое исполнение госпрограммы за 4 месяца составило 24,3%.
Изменение расходов по государственной программе включает увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию соглашения по проекту Международного банка реконструкции и развития "Развитие системы государственной статистики - 2", с учетом фактической потребности в использовании заемных средств и средств софинансирования по проекту в сумме 205,9 млн. рублей;
имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма "фабрики" проектного финансирования в сумме 100,0 млн. рублей;
закупку товаров и услуг для нужд Росстата и его территориальных органов в связи с необходимостью оплаты коммунальных платежей, аренды, почтовых расходов, в сумме 93,2 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБОУ ВО "Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России" на финансовое обеспечение государственного задания на выполнение прикладных научных исследований в области национальной экономики, в целях выполнения научно-исследовательских работ по применению проектных методов при управлении государственными программами Российской Федерации, по разработке обучающих программ и информационных материалов по разработке и управлению государственными программами, по повышению уровня согласованности госпрограмм Российской Федерации в сумме 65,0 млн. рублей;
закупку товаров и услуг для обеспечения нужд Росстата в связи с уточнением структуры расходов на проведение Всероссийской переписи населения 2020 года в сумме 50,5 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" Роспатента на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с увеличением поступлений заявок на государственную регистрацию товарных знаков и на формирование государственного патентного фонда в сумме 13,7 млн. рублей;
предоставление субсидий Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России в целях осуществления отдельных функций оператора государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сумме 12,0 млн. рублей;
приобретение ФАС России лицензии международного ценового агентства Argus Media по периодическим изданиям Argus Grude, Argus Freight, Argus European Prodacts, Argus Нефтетранспорт в связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3,7 млн. рублей.
Изменение целевых значений показателей (индикаторов) госпрограммы не предусмотрено.
В рамках Госпрограммы предусмотрены средства на реализацию трех Национальных проектов: "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (1,8% общего объема расходов), "Производительность труда и поддержка занятости" (1,5%) и "Демография" (0,2%).
По данным Счетной палаты, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП страны по-прежнему остается низкой и не встраивается в цель по достижению 40-процентного уровня вклада МСП в ВВП к 2024 году. Не достигнута обозначенная Президентом Российской Федерации цель по росту численности занятых в МСП работников до 20 млн человек к 2018 году.
Комитет констатирует, что, меры господдержки пока не оказали существенного влияния на развитие малого и среднего бизнеса. Объем кредитов субъектам МСП уменьшается, а реализация программы развития МСП не обеспечивает рост занятости в этом секторе
Ежегодно из федерального бюджета на поддержку МСП предоставляются значительные денежные средства. При этом объем выявленных нарушений, по данным Счетной палаты, оценивается в 2,6 млрд рублей.
Государственная программа "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
313 312,2 |
17 178,6 |
330 490,8 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие транспортного и специального машиностроения" |
236 641,4 |
13 006,0 |
249 647,4 |
Подпрограмма "Развитие производства средств производства" |
5 098,4 |
-130,1 |
4 968,3 |
Подпрограмма "Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров" |
3 757,2 |
-80,0 |
3 677,2 |
Подпрограмма "Развитие производства традиционных и новых материалов" |
900,0 |
-450,0 |
450,0 |
Подпрограмма "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности" |
44 467,1 |
-179,7 |
44 287,4 |
Подпрограмма "Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности" |
8 840,2 |
416,4 |
9 256,6 |
Подпрограмма "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности" |
10 225,3 |
4 500,0 |
14 725,3 |
Подпрограмма "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений" |
3 382,6 |
96,0 |
3 478,6 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 17,2 млрд. рублей и составляет 330,5 млрд. рублей. Изменение свободной бюджетной росписи составит 13,7 млрд рублей дополнительно. Кассовое исполнение госпрограммы за 4 месяца составило 36%.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидий российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5, в сумме 12 098,2 млн. рублей;
предоставление межбюджетного трансферта бюджету Чукотского автономного округа на реализацию инвестиционных проектов по организации добычи и переработки многокомпонентных руд в целях ускорения ввода в эксплуатацию объекта энергетической инфраструктуры в сумме 4 500 млн. рублей;
предоставление субсидий российским производителям на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники, в сумме 900,8 млн. рублей;
предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение части затрат по кредитам физическим лицам на приобретение автомобилей, в целях сохранения темпов роста автомобильного рынка и стимулирования роста объема производства автомобилей в сумме 400,0 млн. рублей;
предоставление межбюджетного трансферта Нижегородской области в целях компенсации расходов на приобретение автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в сумме 360,0 млн. рублей;
предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Агентство по технологическому развитию" в целях создания Центра компетенций импортозамещения в ТЭК; развитие площадки для коммуникаций производств, министерств, инвесторов, НИИ, новаторов-изобретателей в сфере трансфера технологий ОПК и импортозамещения в сумме 324,9 млн. рублей;
предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, в сумме 256,8 млн. рублей;
предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями физическим лицам на приобретение деревянных домов заводского изготовления в целях поддержки и развития внутреннего спроса на продукцию деревянного домостроения в сумме 200,0 млн. рублей;
мероприятия по демонстрации достижений и поддержке вывода на рынок инновационной промышленной продукции в целях проведения выставочно-ярморочных мероприятий для продвижения российской продукции на внутреннем и внешних рынках в сумме 150,0 млн. рублей;
предоставление субсидий российским некоммерческим организациям на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально-значимых товаров в целях стимулирования привлечения инвестиций в социально-ориентированные предприятия промышленности в сумме 130,0 млн. рублей;
предоставление субсидий на финансирование расходов лизинговых организаций на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга в целях поддержки обновления основных производственных фондов организаций легкой промышленности в сумме 100,0 млн. рублей;
реализацию программ стандартизации критически важного оборудования для средне- и крупнотоннажного производства сжиженного природного газа, а также стандартизации в области передовых производственных технологий в сумме 74,4 млн. рублей;
создание и развитие механизмов регулирования в области стандартизации и установления, применения, исполнения требований к продукции и связанным с ней процессам по обеспечению единства измерений, в том числе в рамках Евразийского экономического союза, в сумме 59,0 млн. рублей;
оплату научных исследований по разработке методических подходов к информационно-аналитической поддержке мероприятий по вовлечению имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия в хозяйственный оборот для создания производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности в сумме 2,9 млн. рублей.
Одновременно скорректированы объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий по кредитам прошлых лет в связи с уточнением потребности, исходя из представленных данных, в общем объеме 2,3 млрд рублей.
Комитет считает, что общеотраслевые меры поддержки в рамках госпрограммы способствуют достижению целевых результатов по приоритетным направлениям развития промышленности, однако в целях повышения конкурентоспособности российских товаров требуется инвентаризация субсидий и инструментов прямой поддержки.
Несмотря на существенное увеличение финасирования госпрограммы (+10%) законопроект не предусматривает изменение целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
В рамках Госпрограммы предусмотрена реализация Национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (5,3% от общего объема расходов на Госпрограмму) и Национального проекта "Наука" (0,1%).
Государственная программа "Развитие авиационной промышленности"
Законопроект не предусматривает изменение общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2019 году на реализацию государственной программы "Развитие авиационной промышленности", исполнение за 4 месяца составило 19,9%.
Государственная программа "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений"
Законопроект не предусматривает изменение объема бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", исполнение за 4 месяца составило 25%.
Государственная программа "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности "
Законопроект не предусматривает изменение объема бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", исполнение за 4 месяца составило всего 3%.
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
11 354,4 |
90,0 |
11 444,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
7 058,6 |
|
7 058,6 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
2 529,0 |
90,0 |
2 619,0 |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
1 766,7 |
|
1 766,7 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы увеличен на 90,0 млн. рублей и составляет 11 444,4 млн. рублей. В рамках изменения сводной бюджетной росписи объем финансирования программы увеличен еще на треть (+3,6 млрд рублей). При этом кассовое исполнение за 4 месяца составляет всего 11,3% от годовых назначений.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реконструкцию и техническое перевооружение производства с целью обеспечения выпуска импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования ФГУП "ЦИТО" (г. Москва) в сумме 366,3 млн. рублей;
создание промышленного комплекса по производству лекарственных средств полного цикла на базе ФГУП "Московский эндокринный завод" в сумме 320,0 млн. рублей;
закупку аппаратно-программных комплексов для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма в целях оснащения спортивных школ в субъектах Российской Федерации в сумме 108,0 млн. рублей.
Кроме того, скорректированы объемы бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов в связи с уточнением потребности на основании анализа заявок в общем объеме 946,9 млн рублей.
Несмотря на увеличение ресурсного обеспечения предлагаемые законопроектом изменения не приводят к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности".
Государственная программа "Космическая деятельность России"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Космическая деятельность России" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
195 149,9 |
-5 327,8 |
189 822,1 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности" |
1 087,0 |
|
1 087,0 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" |
33 922,8 |
1 346,3 |
35 269,1 |
Федеральная целевая программа "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" |
32 483,0 |
-6 674,1 |
25 808,9 |
Федеральная целевая программа "Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" |
41 313,3 |
|
41 313,3 |
Федеральная космическая программа России на 2016 - 2025 годы |
86 343,8 |
|
86 343,8 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 5,3 млрд. рублей и составляет 189 822,1 млн. рублей, при этом в рамках сводной бюджетной росписи предусмотрено дополнительное финансирование госпрограммы в размере 54 млрд рублей (+28%), несмотря на то, что исполнение за 4 месяца составило всего 13,3%.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в целях финансового обеспечения мероприятий по созданию 4-х пунктов спутниковой геодезической сети 1-го класса; поставке 11 комплектов геодезического оборудования для оснащения пунктов фундаментальной астрономо-геодезической сети (ФАГС), проведению пусконаладочных работ на 8 пунктах ФАГС, реконструкции исходного пункта государственной гравиметрической сети Российской Федерации, а также в целях формирования страхового запаса электронной компонентной базы иностранного производства, в том числе для изготовления 11 космических аппаратов "Глонасс-К2"; двух образцов бортового комплекса специального назначения, устанавливаемого на космических аппаратах "Глонасс-К2" N 24Л и N 25л, в сумме 7 047,0 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Салаватский химический завод" (г. Салават, Республика Башкортостан) в целях завершения реконструкции производственной базы для обеспечения выпуска компонентов ракетного топлива гептил в сумме 2 269,2 млн. рублей;
имущественное страхование рисков при летных испытаниях и запусках ракетно-космической техники в целях страхования ракетно-космической техники в соответствии с утвержденным планом запусков в сумме 1 000,0 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева" (г. Железногорск, Красноярский край) в целях завершения реализации инвестиционного проекта для производства перспективных космических аппаратов "Глонасс К2", а также в целях подготовки производственной базы к серийному выпуску технических средств приема, обработки, хранения, распространения и валидации данных дистанционного зондирования Земли в сумме 718,4 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Ракетно-космический центр "Прогресс" (г. Самара) в целях подготовки производственной базы для изготовления ракеты-носителя среднего класса "Союз-5", в сумме 585,0 млн. рублей;
предоставление дотации бюджету города Байконур на содержание объектов инфраструктуры города Бауконура, связанных с арендой космодрома "Байконур" в целях компенсации организациям жилищно-коммунального хозяйства города Байконур расходов, связанных с обеспечением бесперебойного теплоснабжения населения и объектов инфраструктуры города, в сумме 346,3 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем" (г. Москва) в целях обеспечения серийного производства изделий, повышающих точность системы ГЛОНАСС, и доступности навигационных услуг в сумме 305,0 млн. рублей;
предоставление субсидии ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина" в целях обеспечения деятельности учреждения (в связи с уменьшением количества работ в рамках подготовки американских космонавтов (астронавтов) в сумме 293,6 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Конструкторское бюро химавтоматики" (г. Воронеж) в целях реконструкции и технического перевооружения стенда N 62 для проведения опытных испытаний двигателя РД0124МС для создания РН "Союз-5" в сумме 149,4 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Научно-производственный центр "Полюс" (г. Томск) в целях подготовки производственной базы для отработки и серийного изготовления радиоэлектронной аппаратуры, используемой в космических аппаратах "ГЛОНАСС, в сумме 90,7 млн. рублей;
перераспределение (уменьшение) бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
реализацию мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в связи с невозможностью изготовления серийных космических аппаратов "Глонасс К", выполнения работ по созданию наземного комплекса управления космическими аппаратами системы ГЛОНАСС из-за ограничений на поставку электронной компонентной базы иностранного производства и невозможности ее оперативного замещения в сумме 12 896,6 млн. рублей;
предоставление взносов в уставные капиталы акционерных обществ, осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий в связи с уточнением графика финансирования отдельных работ в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в обеспечение создания ракетно-космической техники, в сумме 4 187,7 млн. рублей;
предоставление субсидии Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" на выполнение возложенных на нее государственных полномочий в сумме 293,6 млн. рублей;
создание условий для использования системы ГЛОНАСС на воздушном транспорте в рамках федеральной целевой программы "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" в связи с решением о реализации мероприятий за счет средств ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" в сумме 187,6 млн. рублей.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, изменение бюджетных ассигнований не приведет к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Космическая деятельность России".
Комитет отмечает, что данная госпрограмма отличается стабильно низким кассовым исполнением по итогам года (в среднем 75,1%), что свидетельствует об отсутствии принимаемых мер ГК "Роскосмос", как ответственного исполнителя Госпрограммы, а также о низком качестве планирования и реализации мероприятий. При этом дополнительное финансирование госпрограммы в сводной бюджетной росписи составляет 54 млрд рублей.
Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (соисполнение)
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
71 093,4 |
-4 874,2 |
66 219,3 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций на территории Российской Федерации" |
13 125,0 |
-12 286,5 |
838,6 |
Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с федеральными радиоактивными отходами, поддержание в безопасном состоянии и утилизация ядерно и радиационно опасных объектов ядерного наследия" |
2 357,7 |
6 560,8 |
8 918,5 |
Подпрограмма "Реализация международных проектов в области использования атомной энергии и участие в деятельности международных организаций" |
9 401,9 |
|
9 401,9 |
Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных полномочий и функций в установленной сфере деятельности" |
501,6 |
|
501,6 |
Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне" |
26 131,3 |
|
26 131,3 |
Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" |
16 818,1 |
1 295,3 |
18 113,4 |
Подпрограмма "Устойчивое развитие гражданского сектора атомной науки, техники и технологий" |
1 146,2 |
|
1 146,2 |
Подпрограмма "Обеспечение развития двухкомпонентной атомной энергетики и сооружение промышленных энергетических комплексов" |
1 611,6 |
-443,8 |
1 167,8 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 4 874,2 млн. рублей и составляет 66 219,3 млн. рублей. Кассовое исполнение госпрограммы за 4 месяца составило 14,5%.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
предоставление субсидий организациям, осуществляющим поддержание в безопасном состоянии остановленных ядерных и радиационно опасных объектов ядерного наследия, которые эксплуатировались в интересах оборонно-промышленного комплекса СССР, в сумме 5 059,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий федерального проекта "Северный морской путь": сжиженного природного газа и газового конденсата "Утренний" в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала в сумме 4 000,0 млн. рублей;
предоставление субсидий организациям, обеспечивающим безопасное обращение с радиоактивными отходами, находящимися в федеральной собственности Российской Федерации (эксплуатация, вывод из эксплуатации и закрытие пунктов хранения радиоактивных отходов), в сумме 1 501,8 млн. рублей;
реализацию инвестиционного проекта "Создание комплекса по обращению с отработавшим ядерным топливом реакторов АМБ федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" (г. Озерск, Челябинская область)" и переработку отработавшего ядерного топлива исследовательского реактора ВТ-5, вывезенного в 2018 году с площадки ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ" в хранилище ФГУП "ПО "Маяк" в рамках федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" в сумме 1 295,3 млн. рублей;
предоставление субсидии федеральному государственному унитарному предприятию "Атомфлот" на возмещение расходов по содержанию объектов, связанных с использованием атомной энергии в сумме 357,5 млн. рублей;
перераспределение (уменьшение) бюджетных ассигнований, предусмотренных на:
имущественный взнос в Госкорпорацию "Росатом" в целях строительства атомных электростанций в связи с реализацией указанных мероприятий за счет собственных средств АО "Концерн Росэнергоатом", в сумме 12 286,4 млн. рублей;
строительство атомных ледоколов гражданского назначения проекта 22220 в связи с переносом сроков ввода в строй универсальных атомных ледоколов проекта 22220 в сумме 4 357,5 млн. рублей;
взнос в уставный капитал акционерного общества "Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (г. Димитровград-10, Ульяновская область) на реализацию инвестиционных проектов в связи с объединением в единый объект капитального строительства объектов капитального строительства "Строительство многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР" и "Строительство полифункционального радиохимического исследовательского комплекса" в сумме 443,8 млн. рублей.
Предлагаемые законопроектом изменения бюджетных ассигнований не приводят к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса".
Государственная программа "Развитие внешнеэкономической деятельности"
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие внешнеэкономической деятельности" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
80 786,5 |
-36,9 |
80 749,6 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества" |
833,2 |
-12,5 |
820,8 |
Подпрограмма "Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности" |
9 277,7 |
-5,9 |
9 271,8 |
Подпрограмма "Совершенствование таможенной деятельности" |
64 133,0 |
-18,5 |
64 114,5 |
Подпрограмма "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" |
6 542,5 |
|
6 542,5 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 36,9 млн. рублей и составляет 80 749,6 млн. рублей. При этом сводной бюджетной росписью предусмотрены дополнительные ресурсы в сумме 7,7 млрд рублей. Кассовое исполнение госпрограммы за 4 месяца составило 25,9%.
Перераспределение расходов по государственной программе сосредоточено преимущественно в подпрогрмме 5 "Совершенствование таможенной деятельности" и предусматривают корректировку бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство и оснащение таможен, денежное довольствие, оплату труда сотрудников таможенных органов, иные услуги в рамках реализации указанной подпрограммы.
Предлагаемые законопроектом изменения бюджетных ассигнований не приводят к изменению целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности".
По иогам аналитической работы, проведенной Счетной палатой в части поддержки внешнеэкономической деятельности, а также мер, направленных на формирование целостной общенациональной системы поддержки несырьевого экспорта, сделан вывод об отсутствии системности в вопросе господдержки экспортеров. Экспортеры недостаточно информированы о существующих мерах поддержки. Несмотря на то, что принимаемые государством меры обеспечили в 2015 - 2017 гг. рост объемов несырьевого экспорта на 13,6%, существенных изменений в географической и товарной диверсификации экспортных поставок не произошло.
Государственная программа "Управление федеральным имуществом"(соисполнение)
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе "Управление федеральным имуществом" представлено в таблице.
млн. рублей | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
ВСЕГО |
15 811,4 |
-25,8 |
15 785,6 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" |
4 092,5 |
-20,3 |
4 072,3 |
Подпрограмма "Управление государственным материальным резервом" |
11 718,9 |
-5,5 |
11 713,4 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы уменьшен на 25,8 млн. рублей и составляет 15 785,6 млн. рублей. Исполнение за 4 месяца составило 25,7%.
Перераспределение расходов связано с текущей деятельностью Росрезерва и Росимущества и не влияет на целевые значения показателей (индикаторов) государственной программы "Управление федеральным имуществом".
Государственная программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса"
Законопроект не предусматривает изменение объема бюджетных ассигнований по государственной программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Как следует из материалов, представленых одновременно с законопроектом, кассовое исполнение данной госпрограммы за 4 месяца 2019 года составило 1,5 процента.
Выводы
1. Уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год демонстрирует инерционный тренд развития российской экономики, в рамках которого весьма проблематично рассчитывать на изменение качества экономического роста и достижение целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации.
2. Реализация бюджетной политики в соответствии с "бюджетным правилом" приводит к нарастающему из года в год отрыву доходов от расходов федерального бюджета и беспрецедентному уровню резервируемых средств. Подобная практика может быть оправданна только при одновременном росте инвестиционной составляющей федерального бюджета.
3. В соответствии с материалами, представленными одновременно с законопроектом, в ходе исполнения федерального бюджета значительный объем бюджетных средств перераспределяется без внесения изменений в закон о бюджете путем изменения сводной бюджетной росписи, что связано, в том числе, с недостатками формирования и реализации государственных программ ответствеными исполнителями.
4. Три четверти госпрограмм имеют низкую степень исполнения. Несмотря на это законопроект предусматривает увеличение ресурсного обеспечения таких госпрограмм без изменения целевых значений показателей (индикаторов). Следовательно, предлагаемые изменения объемов бюджетных ассигнований сформированы без учета анализа уровня исполнения расходов и их эффективности.
5. Реализация национальных проектов в субъектах Российской Федерации сопряжена с рисками неполного освоения бюджетных средств и недостижения целевых показателей по причине несвоевременного принятия нормативно-правовых актов и длительности процедур.
6. Основными направлениями по повышению эффективности использования бюджетных средств является повышение качества планирования бюджетных ассигнований, снижение объемов незавершенного строительства, совершенствование эффективности управления организациями с участием государства.
Учитывая, что представленный законопроект предусматривает актуализацию параметров федерального бюджета с учетом хода его исполнения в 2019 году под влиянием внешних и внутренних факторов, Комитет считает целесообразным поддержать проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.