Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.05.2019 (выписка из протокола N 196, п. 1) Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - законопроект) в части финансирования сферы здравоохранения, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь - апрель 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2019 году.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2019 год. Показатели на плановый период 2020 и 2021 годов не изменяются.
Законопроект предусматривает увеличение общего объема доходов федерального бюджета в 2019 году на 205,6 млрд рублей, с 19 969,3 млрд рублей до 20 174,9 млрд рублей.
В соответствии с "бюджетным правилом" законопроектом предусматривается увеличение в 2019 году общего объема расходов федерального бюджета на 256,5 млрд рублей за счет соответствующего увеличения поступления ненефтегазовых доходов. Общий объем расходов федерального бюджета увеличивается при этом с 18 037,2 млрд рублей до 18 293,7 млрд рублей и составит 16,8% к ВВП, что на 0,2% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом N 459-ФЗ.
Профицит федерального бюджета снизится на 50,9 млрд рублей (с 1 932,1 млрд рублей до 1 881,2 млрд рублей).
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения" характеризуется следующими данными:
млн. руб. | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Всего |
506 118,6 |
13 311,8 |
519 430,4 |
из них: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
29 065,1 |
-362,2 |
28 702,9 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
19 565,2 |
2 162,1 |
21 727,3 |
Подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" |
10 441,4 |
|
10 441,4 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
1 133,3 |
|
1 133,3 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
47 437,9 |
132,3 |
47 570,2 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
37 761,8 |
1 272,8 |
39 034,6 |
Подпрограмма "Информационные технологии и управление развитием отрасли" |
15 917,4 |
27,0 |
15 944,4 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" |
344 796,4 |
10 079,8 |
354 876,3 |
Законопроектом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" увеличен с 506 118,6 млн рублей до 519 430,4 млн рублей, или на 13 311,8 млн рублей.
Изменение расходов по государственной программе включает:
увеличение бюджетных ассигнований на:
- закупку антиретровирусных лекарственных препаратов для обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, в сумме 3 000,0 млн рублей;
- предоставление субсидий на приобретение медицинского оборудования в федеральные центры высоких медицинских технологий Минздрава России в целях повышения уровня качества и доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи в сумме 2 303,4 млн рублей;
- закупку иммунобиологических лекарственных препаратов против полиомиелита и профилактики гриппа в рамках Национального календаря профилактических прививок в сумме 2 300,0 млн рублей;
- строительство и техническое оснащение здания ФГБУ "Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства", в связи с опережением сроков выполнения строительно-монтажных работ на объекте в сумме 1 705,0 млн рублей;
- предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в целях строительства Орского онкологического диспансера (Оренбургская область, г. Орск) в сумме 927,2 млн рублей;
- строительство здания Набережночелнинского филиала ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан" по адресу: г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д. 18 - в сумме 651,2 млн рублей;
- строительство Федерального детского реабилитационного центра на 200 коек в г. Подольске Минздрава России в сумме 566,0 млн. рублей;
- предоставление субсидий ФГБУ "Государственный научный центр Российской Федерации - Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна" ФМБА России на выполнение государственного задания по клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в сумме 477,8 млн. рублей;
- предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в целях строительства корпуса N 2 областного перинатального центра ГБУЗ Александро-Мариинской областной клинической больницы (Астраханская область) в сумме 325,7 млн рублей;
- предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждениями здравоохранения Минздрава России, в связи с уточнением государственного задания организациям в сфере развития службы крови для выполнения работ по заготовке, хранению, транспортировке и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов в сумме 300,0 млн рублей;
- предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в целях реконструкции терапевтического корпуса под акушерский корпус Ковровской многопрофильной городской больницы N 1 (Владимирская область, г. Ковров) в сумме 266,0 млн. рублей;
- предоставление межбюджетных трансфертов в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой медицинских изделий по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови, в связи с изменением способа закупки оборудования в сумме 220,5 млн рублей;
- предоставление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на проведение прикладных научных исследований в области здравоохранения ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках осуществления интеграции образовательной и научной-исследовательской деятельности и обеспечения продвижения научных разработок в практическое здравоохранение в сумме 145,9 млн рублей;
- предоставление субсидий на приобретение оборудования и проведение капитального ремонта медицинских организаций МИД России в связи с высокой степенью износа, а также в целях устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности по предписаниям МЧС России в сумме 142,7 млн рублей;
- закупку товаров, работ и услуг для нужд Росздравнадзора в целях бесперебойного выполнения контрольно-надзорных функций в связи с увеличением количества проверок в сумме 142,0 млн рублей;
- предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг учреждениям Минздрава России, осуществляющим ведение реестра лекарственных препаратов и информационное обеспечение Минздрава России, в связи с увеличением объема государственного задания в целях контроля, экспертизы и мониторинга качества медицинской помощи в сумме 132,3 млн рублей;
- и другие;
перераспределение (уменьшение) бюджетных ассигнований на:
- строительство корпуса для размещения инфекционного отделения медико-санитарной части и вспомогательных объектов ФГБУЗ "Медико-санитарная часть N 164 Федерального медико-биологического агентства" (п. Оболенск, Московская область) в связи с поздним получением заключения экспертизы в сумме 1 000,0 млн рублей;
- проведение прикладных научных исследований в области здравоохранения в связи с уточнением объема государственного задания учреждениям Минздрава России в сумме 477,8 млн рублей;
- проектирование и строительство объектов научно-клинической лаборатории с питомником для разведения и содержания кабарги в условиях естественной среды обитания на базе филиала "Алтайский" ФГБУН "Научный центр биомедицинских технологий Федерального медико-биологического агентства", а также проектирование и реконструкцию объектов научных подразделений научно-клинической лаборатории ФГБУН "Научный центр биомедицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" в связи с использованием в 2019 году восстановленных средств 2018 года на выполнение работ по строительству (реконструкции) указанных объектов в сумме 450,0 млн рублей;
- проектирование и строительство детской поликлиники ФГБУЗ "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства" (г. Саров, Нижегородская область) в связи с отсутствием заключения Главгосэкспертизы на проектную документацию в сумме 255,0 млн. рублей;
- закупку компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови в связи с изменением способа закупки оборудования для региональных служб крови Республики Крым и г. Севастополя в сумме 220,5 млн рублей;
- предоставление субсидий ФГБОУ ВО "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" на финансовое обеспечение государственного задания на оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с уточнением объема государственного задания в сумме 145,9 млн рублей;
- предоставление субсидий на приобретение оборудования для учреждений Росздравнадзора в связи с переносом сроков проведения работ по капитальному ремонту административных зданий ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники" и Санкт-Петербургского филиала ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" ввиду судебных разбирательств в сумме 142,0 млн рублей;
- предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждениям здравоохранения Минздрава России, оказывающим стационарную медицинскую и санаторно-оздоровительную помощь населению в связи с уточнением государственного задания в сумме 103,2 млн рублей;
и другие.
Также законопроектом вносятся изменения в приложения 13, 15, 32, 33 (таблица 79) в части снятия ограничения "в возрасте до 50 лет" для медицинских работников (врачей, фельдшеров), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, и получающих единовременные компенсационные выплаты.
Расходы на национальный проект "Здравоохранение" оставлены без изменений - 160 337,5 млн рублей.
Увеличение расходов по разделу 09 ""Здравоохранение" в целом составило 13 907,6 млн рублей.
Изменение бюджетных ассигнований по государственной программе Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" характеризуется следующими данными:
млн. руб. | |||
Наименование показателя |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект (+/-) |
Итого с учетом законопроекта |
Всего |
11 354,4 |
90,0 |
11 444,4 |
в том числе: |
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
7 058,6 |
|
7 058,6 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
2 529,0 |
90,0 |
2 619,0 |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
1 766,7 |
|
1 766,7 |
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" увеличена на 90,0 млн рублей и составит 11 444,4 млн. рублей. Кроме того, внутри государственной программы произведено перераспределение финансовых средств.
Бюджетные ассигнования перераспределены на общую сумму 946,9 млн рублей за счет уменьшения ассигнований на предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке и организации производства медицинских изделий, лекарственных средств и фармацевтических субстанций в связи с уточнением потребности на основании анализа реализуемых проектов и планируемых к подаче заявок на получение субсидии.
Указанный объем ассигнований перераспределен на следующие мероприятия:
- реконструкцию и техническое перевооружение производства с целью обеспечения выпуска импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования ФГУП "ЦИТО" (г. Москва) в связи с изменением требований применения контрольно-измерительных приборов, мехобработки и аддитивных технологий, обусловленным изменением перечня необходимого технологического оборудования, произошедшего в ходе реализации инвестиционного проекта в сумме 366,3 млн рублей;
- создание промышленного комплекса по производству лекарственных средств полного цикла на базе ФГУП "Московский эндокринный завод" в целях реализации проекта создания производства отечественных активных фармацевтических субстанций (в том числе анальгетиков центрального действия) в сумме 320,0 млн рублей;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по организации и проведению полного комплекса доклинических и клинических исследований анальгетиков центрального действия в готовых лекарственных формах и дозировках для применения их несовершеннолетними гражданами в сумме 150,0 млн рублей;
- закупку аппаратно-программных комплексов для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма в целях оснащения спортивных школ в субъектах Российской Федерации в сумме 108,0 млн рублей;
- предоставление субсидий ФГАУ "Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий" Минпромторга России на закупку оборудования (в том числе лабораторного), программного обеспечения, а также обеспечение функционирования информационной системы учреждения в сумме 90,0 млн рублей;
- предоставление субсидий ФБУ "Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик" Минпромторга России в связи необходимостью привлечения внешних экспертов в рамках государственных проверок лицензиатов в сумме 2,6 млн. рублей.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья особо отмечает следующее.
1. Комитет считает важным выполнение поручения Президента Российской Федерации (N Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 г. в части отмены установленного законодательством Российской Федерации возрастного ограничения (50 лет) при осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. Необходимо ускорить внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
2. В связи с ежегодным перераспределением значительных объемов ассигнований, предназначенных на предоставление субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке и организации производства медицинских изделий, лекарственных средств и фармацевтических субстанций, по мнению Комитета, новый механизм субсидирования проектов в сфере фармацевтической и медицинской промышленности нуждается в дополнительном обсуждении и совершенствовании.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
Заключение утверждено решением Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 июня 2019 года (протокол N 95).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.