Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.05.2019 года (выписка из протокола N 196 п. 1) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в рамках рассмотрения Государственной Думой проектов федеральных законов о федеральном бюджете определен соисполнителем рассмотрения государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), национальных проектов "Демография", "Образование", "Здравоохранение", а также следующих разделов и подразделов расходов федерального бюджета: "Образование" ("Дошкольное образование"), "Социальная политика ("Охрана семьи и детства"), "Здравоохранение" (в пределах компетенции).
I. Общие положения и макроэкономические показатели федерального бюджета на 2019 год (с учетом изменений)
Проект федерального закона содержит изменения основных макроэкономических показателей бюджета на 2019 год (Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ) в связи с изменением (улучшением) условий и факторов.
Законопроект, в сравнении с Федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 год, фиксирует:
увеличение ВВП (со 105 трлн. 820,0 млрд. рублей до 109 трлн. 086,0 млрд. рублей)
увеличение доходов бюджета (с 19 трлн. 969 млрд. рублей до 20 трлн. 174 млрд. рублей),
увеличение расходов (с 18 трлн. 037 млрд. рублей до 18 трлн. 293 млрд. рублей).
Также отмечается уменьшение профицита федерального бюджета (с 1 трлн. 932 млрд. рублей до 1 трлн. 881 млрд. рублей).
Изменений уровня инфляции не предусматривается.
Отмечаем, что одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
II. Изменения объемов ассигнований из федерального бюджета в 2019 году, направляемых на государственную поддержку семей и детей
(в разрезе государственных программ)
Таблица 1
млн. рублей | ||||
Наименование показателя |
ГП |
Федеральный закон N 459-ФЗ |
Законопроект +/- |
Федеральный закон N 459-ФЗ с учетом законопроекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 3+4 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|
13 трлн. 502 млрд. |
+206 млрд. 678 млн. |
13 трлн. 708 млрд. |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
01 |
506 118 |
+13 311 |
519 430 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
|
19 565 |
+ 2 162 |
21 727 |
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
02 |
199 657 |
+3 072 |
202 729 |
Подпрограмма "Развитие дошкольного и общего образования" |
|
125 615 |
+2 690 |
128 305 |
Ведомственная целевая программа "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования" |
|
8 997 (1 147 непосредственно на дошкольное) |
+1 960 (из них +936 млн. непосредственно по разделу "дошкольное образование", см. приложение 13.1) |
10 957 (2 083 Непосредственно на дошкольное) |
Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
03 |
1 376 055 |
+4 765 |
1 380 820 |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
|
529 927 |
+358 |
530 285 |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
05 |
191 066 |
+15 237 |
206 304 |
Субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ", г. Москва, на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией программы дополнительных мер государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших жилищный (ипотечный) кредит (заем) для приобретения жилья, при рождении у них третьего ребенка или последующих детей (Иные бюджетные ассигнования) |
|
- |
+5 000 |
5000 |
При этом в таблице отражены только те государственные программы, изменение которых затрагивает компетенцию Комитета.
Все показатели бюджетных ассигнований демонстрируют прирост.
Изменение бюджетных ассигнований по Подпрограмме "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" представлено в таблице 2 .
Изменения расходов на государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
(Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей")
Таблица 2
Наименование мероприятия |
Действующий ФЗ N 459-ФЗ |
Законопроект +/- |
Изменения с учетом проекта федерального закона |
1 |
2 |
3 |
4=2+3 |
Государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
1 трлн. 376 млрд. |
+4 млрд. 765 млн. |
1 трлн. 380 млрд. |
Подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" |
529 млрд 927 млн. |
+358 млн. |
530 млрд. 285 млн. |
Основное мероприятие "Обеспечение выплаты ежемесячных пособий и пособий (компенсаций) на проведение летнего оздоровительного отдыха детям погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов государственной власти" |
967 млн. |
+362 млн |
1 млрд. 329 млн. |
Ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
434 млн. |
+275 млн. |
709 млн. |
Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
481 млн. |
+87 млн. |
568 млн. |
Основное мероприятие "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью" |
18 млрд. 236 млн. |
-4,2 млн. |
18 млрд. 232 млн. |
Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Социальное обеспечение и иные выплаты населению) |
9 млрд. 494 млн. |
- 4,2 млн. |
9 млрд. 490 млн. |
Как видно из таблицы, изменение расходов по подпрограмме включает в себя, в частности:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату пособий детям погибших сотрудников МВД России, в том числе на проведение летнего оздоровительного отдыха детей, в связи с ежегодным увеличением количества обращающихся за пособиями членов семей погибших сотрудников в сумме 362,3 млн. рублей;
а также уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на социальные выплаты студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с уменьшением численности получателей социальных выплат в сумме 4,2 млн. рублей.
III. Изменения объемов ассигнований из федерального бюджета в 2019 году, направляемых на государственную поддержку семей и детей
(в разрезе национальных проектов)
К ведению комитета в той или иной степени относится реализация национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование".
Таблица 3
Наименование проекта |
Действующий закон N 459-ФЗ |
Изменения с учетом проекта федерального закона |
Национальный проект "Демография" |
517 млрд. 360,1 млн. руб. |
+559,9 млн. рублей
ИТОГО: 517 млрд. 920,0 млн. рублей. (на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной (муниципальной) собственности для занятий физической культурой и спортом) |
Национальный проект "Образование" |
106 млрд. 221,2 млн. руб. |
+729,9 млн. руб.
ИТОГО: 106 млрд. 951,1 млн. руб. (строительство социально значимых объектов (школ) на территории Астраханской области, предоставление субсидии на создание современных образовательных комплексов в Республике Татарстан) |
Национальный проект "Здравоохранение" |
160 млрд. 337,5 млн. руб. |
Без изменений |
IV. Общие выводы
Анализ содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. При изменении бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2019 году каких-либо существенных сокращений "семейно-детского бюджета" не выявлено.
2. При этом также не отмечается качественного роста объема ассигнований на соответствующие цели:
а) увеличения по линии подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" касаются лишь такой меры, как выплата пособий детям погибших сотрудников МВД России, в том числе на проведение летнего оздоровительного отдыха детей;
б) увеличения в части реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование" в целом касаются федеральных проектов, не связанных с вопросами поддержки семей, материнства и детства.
3. Комитет отмечает небольшое снижение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на социальные выплаты студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с уменьшением численности получателей социальных выплат.
4. Комитет также отмечает, что все социальные обязательства федерального уровня на 2019 год будут выполнены и выражает удовлетворение в связи с тем, что в рамках исполнения федерального бюджета в 2019 году практически не возникло обстоятельств, приводящих к необходимости снижения объемов ассигнований, предназначенных на выполнение мероприятий, связанных с государственной поддержкой семей с детьми.
5. При этом Комитет считает возможным предложить рассмотреть вопрос об увеличении размера социальных стипендий студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Одновременно отмечаем, что в настоящее время на рассмотрении в Комитете находится проект федерального закона N 720994-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". Законопроектом предлагается изменить критерий нуждаемости семей (величину среднедушевого дохода) при установлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка (далее - выплаты) с 1,5-кратной на 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. Законопроектом предусматривается его вступление в силу с 1 января 2020 года.
Полагаем, что средства федерального бюджета, необходимые для реализации названного законопроекта, должны быть предусмотрены в проекте федерального бюджета на 2020 год.
6. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживает концепцию проекта федерального закона N 720845-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.