Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 751723-7 "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) предлагается изменить порядок взыскания задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам с физических лиц путем внесения соответствующих изменений в действующую редакцию статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, что обусловлено нижеследующим.
С 6 мая 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), являющийся существенной процессуальной новеллой последнего времени, а именно в КАС РФ введен институт приказного административного судопроизводства. Федеральным законом от 05 апреля 2016 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) раздел III КАС РФ дополнен главой 11.1 "Производство по административным делам о вынесении судебного приказа".
Данное изменение законодательства имело актуальность именно для мировых судей в связи со следующим. Ранее административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций подлежали рассмотрению в порядке главы 32 КАС РФ районными судами. Федеральным законом в КАС РФ введена такая упрощенная форма производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, как выносимый исключительно мировыми судьями судебный приказ (часть 3.1 статьи 1 КАС РФ). При этом в части 1 статьи 123.1 КАС РФ содержится определение судебного приказа как судебного акта, вынесенного судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом, во-первых, судебный приказ в административном судопроизводстве по своей правовой природе является судебным актом, разрешающим дело по существу, и, соответственно, аналогом судебного решения по делам приказного административного судопроизводства, которое характеризуется упрощенной процессуальной процедурой.
Во-вторых, он выносится мировым судьей единолично, без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств. Это объясняется тем, что в приказном производстве презюмируется отсутствие спора по заявленным требованиям. Стороны административного приказного производства соответственно именуются "взыскатель" и "должник", что подчеркивает определенность (бесспорность) в отношениях между ними.
В-третьих, вынесение судебного приказа в рамках КАС РФ возможно только по одному виду требований, а именно о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 3.1 статьи 1, глава 32 КАС РФ).
Необходимость данной законодательной новеллы была обусловлена значительным увеличением количества обращений в суды налоговых и таможенных органов, а также государственных внебюджетных фондов, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения полноценного судебного разбирательства.
Анализ практики реализации КАС РФ в редакции Федерального закона за период с мая 2016 по настоящее время показал следующее.
1. Рост судебной нагрузки на мировых судей.
Мировыми судьями Псковской области в 2016 году вынесено 9944 судебных приказа, в 2017 году - 18 951 судебный приказ, в 2018 году - 18 044 судебных приказа.
2. Повышение уровня доверия граждан к решениям, принимаемым налоговыми органами.
Доля отмененных судебных приказов по отношению к общему числу вынесенных мировыми судьями Псковской области в 2016 году судебных приказов составила 6,1% (614 судебных приказов), в 2017 году - 6,9% (1321 судебный приказ), в 2018 году - 6,7% (1215 судебных приказов).
Аналогичная ситуация складывается в субъектах, входящих в состав Северо-Западного федерального округа: в 2016 году из суммарно вынесенных мировыми судьями Северо-Западного федерального округа 268 837 судебных приказов отменено 3,8% (10 218 судебных приказов), в 2017 году из 386 275 вынесенных судебных приказов отменено 5,8% (22 403 судебных приказа).
По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, мировыми судьями субъектов Российской Федерации в 2016 году суммарно вынесено 2 770 274 приказа о взыскании с физических лиц налогов и сборов (4,2% из них отменено), в 2017 году вынесено 3 708 318 судебных приказов (5,1% из них отменено), в 2018 году вынесено 3 894 395 судебных приказов (5,6% из них отменено).
3. Рост материальных затрат субъектов Российской Федерации на издание судебных приказов, в том числе на почтовые расходы.
Так, при себестоимости одного судебного приказа 262 рубля, расходы бюджета Псковской области в этой части в 2016 году составили 2 млн. 605 тыс. рублей, в 2017 году - 4 млн. 965 тыс. рублей, в 2018 году - 4 млн. 728 тыс. рублей.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что в соответствии с действующим порядком взыскания задолженности, согласно которому административным истцом (налоговым (таможенным) органом) к заявлению о вынесении судебного приказа прилагаются документы, свидетельствующие о направлении должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении, либо документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом (часть 3 статьи 123.3 КАС РФ), следует вывод, что в случае принятия Законопроекта затраты федерального бюджета будут значительно снижены, что обусловлено следующим. В случае внесудебного взыскания задолженности извещение должника об обращении взыскания на имущество будет осуществляться только одним федеральным органом - в соответствии с положениями Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель обязан проинформировать должника о возбуждении исполнительного производства и предоставить ему срок для добровольного погашения задолженности.
Исходя из вышеизложенного, необходимость принятия Законопроекта обусловлена значительным увеличением количества обращений к мировым судьям налоговых органов с требованиями, возникающими из нарушений налогового законодательства, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства; утверждение налогового требования судебным приказом мирового судьи носит формальный характер, а процедура взимания налоговой задолженности длится в среднем от 6 до 10 месяцев.
Принятие Законопроекта позволит сократить процедуру взыскания задолженности физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам. Так, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом требования об уплате налога, сбора, страхового взноса (пени, штрафа) налоговый орган (таможенный орган) сможет взыскать их принудительно за счет имущества налогоплательщика - на основании соответствующего решения путем направления постановления (по аналогии с постановлением по делу об административном правонарушении) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В целях исключения возможных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами (таможенными органами) в части срока вынесения решения о взыскании недоимки, который судами может быть трактован как пресекательный, после истечения которого требование погасить недоимку за счет имущества признается неправомерным, Законопроект сохраняет право налогового органа (таможенного органа), в случае пропуска срока на бесспорное взыскание недоимки за счет имущества налогоплательщика, обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающихся к уплате суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов.
Исходя из вышеизложенного, принятие Законопроекта, учитывающего специфику административного судопроизводства и сохранившего в себе действующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, являющиеся важнейшей гарантией соблюдения прав должника, позволит сократить процедуру взыскания задолженности физических лиц по налогам, сборам, страховым взносам, пени, штрафам, снизить судебную нагрузку на мировых судей и значительно сэкономить бюджетные средства субъектов Российской Федерации.
В целях проработки отдельных аспектов Законопроекта, Законопроект был направлен в Псковский областной суд и Управление федеральной налоговой службы по Псковской области для изучения и дачи компетентных заключений.
Согласно заключению Псковского областного суда, принятие Законопроекта не потребует внесения изменений в действующую редакцию КАС РФ. Согласно заключению Управления федеральной налоговой службы по Псковской области, принятие Законопроекта позволит уменьшить материальные затраты федерального бюджета и не потребует внесения дополнительных изменений в Налоговый кодекс РФ.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" потребует принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, нормативных правовых актов, утверждающих соответствующую форму решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.