Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 751968-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения пункта 6.5 паспорта федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденных проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (протокол от 11 декабря 2018 г. N 4), а также в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Начиная с 2011 года в рамках Программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в целях стимулирования и вовлечения субъектов МСП в экспортную деятельность, содействия выходу субъектов МСП на иностранные рынки товаров, услуг и технологий, содействия повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно ориентированных субъектов МСП предусмотрена реализация мероприятия по созданию и развитию центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП (далее - центры поддержки экспорта).
Центрами поддержки экспорта оказывается ряд услуг (в том числе организация выставок и бизнес-миссий), результатом которых является заключение субъектами малого и среднего предпринимательства экспортных контрактов. Указанное мероприятие демонстрирует высокие показатели эффективности.
Средства федерального бюджета распределяются Минэкономразвития России в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходных обязательств на реализацию мероприятий региональных программ поддержки и развития МСП (в том числе на создание (развитие) центров поддержки экспорта).
В соответствии с пунктом 6.4 федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" АО "Российский экспортный центр" необходимо определить агентом Правительства Российской Федерации по субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на создание и развитие центров поддержки экспорта.
Минэкономразвития России совместно с АО "Российский экспортный центр" разработало изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Постановление N 316).
В рамках указанных изменений с 2019 года реализация основного мероприятия по созданию или развитию центров поддержки экспорта осуществляется при методическом и информационном взаимодействии уполномоченного органа субъекта Российской Федерации с АО "Российский экспортный центр" на основании соглашения о взаимодействии, которое содержит: направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, ключевые показатели эффективности деятельности центра и план командировок сотрудников центра поддержки экспорта.
Соответственно, АО "Российский экспортный центр" Постановлением N 316 наделен ролью института развития, оказывающего методическое, информационное и организационное сопровождение реализации мероприятия в целях повышения эффективности работы центров поддержки экспорта.
Необходимо отметить, что в рамках указанного порядка взаимодействия главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) остается Минэкономразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, при этом АО "Российский экспортный центр" на основании соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидии осуществляет контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.5 федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" необходимо наделить АО "Российский экспортный центр" полномочиями по оценке соответствия центров поддержки экспорта требованиям, установленным Минэкономразвития России (сбор, проверка полноты представленных документов, оформление заключения о соответствии заявки Постановлению N 316, согласование планов работ, показателей и иных документов, необходимых для работы центров, мониторинг и анализ результатов деятельности указанной инфраструктуры).
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Так, предлагается реализовать механизм проведения АО "Российской экспортный центр" оценки соблюдения центрами поддержки экспорта требований, устанавливаемых Федеральным законом N 209-ФЗ и нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Принятие законопроекта будет способствовать дальнейшему развитию системы поддержки экспортной деятельности малых и средних предприятий с использованием инфраструктуры центров поддержки экспорта, повышению качества оказываемых услуг и предоставлению государственной поддержки для субъектов МСП-экспортеров.
Реализация законопроекта не повлияет на расходные статьи федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находите
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства"
Реализация положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Создание и развитие центров поддержки экспорта продолжится в рамках реализации подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части совершенствования поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства" (далее - Федерального закона) не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона потребуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, приведенные в Приложении N 10 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после рассмотрения законопроекта в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона потребуется принятие приказа Минэкономразвития России "Об утверждении требований к центрам поддержки экспорта, порядка оценки соблюдения указанными центрами требований и анализа результатов их деятельности и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 14 февраля 2018 г. N 67 "Об утверждении требований к реализации мероприятий субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основание: пункта 3 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после рассмотрения законопроекта в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.