Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) внесен в связи с процедурными проблемами, возникшими при рассмотрении поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 605369-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части стимулирования добычи редких металлов)".
Законопроект предусматривает с 1 июля 2019 года корректировку параметров применяемого в настоящее время "демпфирующего механизма", направленного на стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. Целью корректировок является донастройка действующего механизма стабилизации цен с целью снижения давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.
Законопроектом предлагается:
- снижение установленной в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина с 56 тыс. рублей до 51 тыс. рублей за тонну (41 рубль за 1 литр на автозаправочной станции (далее - АЗС);
- снижение установленной в Кодексе условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке дизельного топлива и с 50 тыс. рублей до 46 тыс. рублей за тонну (41,75 рублей за 1 литр на АЗС);
- ежегодное увеличение условных оптовых цен реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина и дизельного топлива на 5% до 2024 года включительно;
- увеличение компенсационного коэффициента с 0,6 до 0,75 в отношении автомобильного бензина и до 0,7 в отношении дизельного топлива в 2019 году, с 0,5 до 0,68 в отношении автомобильного бензина и до 0,65 в отношении дизельного топлива - начиная с 2020 года.
С 1 августа 2019 года в отношении авиационного керосина, приобретаемого эксплуатантами воздушных судов, законопроектом предусматривается применение "демпфирующего механизма", который предполагает:
- установление дополнительного слагаемого к сумме вычета по акцизам на приобретенный авиационный керосин (обратный акциз), применяемого при высоких мировых ценах на нефть (более 70 долл/барр), в зависимости от разницы средней цены экспортной альтернативы для авиационного керосина и средней оптовой цены реализации авиационного керосина на внутреннем рынке, устанавливаемой в Кодексе в размере 48 300 рублей за тонну в 2019 год, с ее последующей индексацией на 5% ежегодно до 2024 года включительно. Указанная оптовая цена определена исходя из фактически сложившейся средней отпускной цены с учетом транспортных расходов от производителя до Северо-Западных российских морских портов;
- установление компенсационного коэффициента в отношении авиационного керосина в размере, установленном для дизельного топлива (0,7 в 2019 году и 0,65 с 2020 года).
Законопроектом также предлагается установление дополнительного демпфера в размере 2 000 рублей на тонну в случае реализации автомобильного бензина и дизельного топлива на базисах поставок, расположенных в Дальневосточном федеральном округе по перечню утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Компенсация выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с принятием данных мер, предполагается за счет:
- с 1 октября по 31 декабря 2019 года увеличение на 150 рублей на тонну действующей в настоящий период фиксированной надбавки к ставке налога на добыче полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче нефти;
- применения дополнительного слагаемого к ставке НДПИ при добыче нефти, начиная с 1 января 2020 года, определяемого по формуле с полной корреляцией дополнительных расходов, связанных с предлагаемыми изменениями демпфирующего механизма;
- с 1 апреля 2020 года предлагается признать подакцизными и отнести к средним дистиллятам все темные нефтепродукты, которые в настоящее время не признаются подакцизными товарами, в том числе мазут. Такая мера позволит также предотвратить оборот суррогатов средних дистиллятов под видом мазута и вакуумного газойля.
При использовании средних дистиллятов, в качестве топлива для производства тепла и электроэнергии, предусматривается право на вычет уплаченных покупателем таких средних дистиллятов сумм акциза с коэффициентом 2. Это позволит избежать увеличения налоговой нагрузки на тепло- и электроснабжающие организации, использующие средние дистилляты в качестве топлива.
Кроме этого законопроектом вносится ряд технических корректировок, направленных на упрощение процесса применения и администрирования налоговых норм.
Законопроектом предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходов и расходов агента Российской Федерации, возникающих при осуществлении им функций в соответствии с законом "О содействии развитию жилищного строительства". Это позволит высвободить дополнительные финансовые ресурсы для финансирования его деятельности по содействию проведению государственной жилищной политики и развитию жилищной сферы. Кроме того увеличение в связи с этим чистой прибыли, впоследствии приведет к увеличению размера выплачиваемых дивидендов в федеральный бюджет.
Предлагаемые меры позволят не только сдержать рост цен на автомобильное топливо, но и снизить текущий уровень цен на такое топливо.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.